Пока в этом году жители США отмечали годовщину событий 11 сентября, Роберт Селдон Лейди (Robert Seldon Lady) переезжал из одного дешевого отеля Майами в другой. Международный ордер на арест мешает ему вернуться домой в Панаму. По его словам, он находится на грани банкротства, опасается за свою жизнь и постепенно «впадает в отчаяние». Его браку пришел конец. И во всех своих несчастьях он винит своего бывшего работодателя – Центральное разведывательное управление.
10 лет назад г-н Лейди служил на передовой войны с терроризмом, в которую Америка вступила после терактов 11 сентября, и возглавлял базу ЦРУ в Милане. В своем докладе о положении в стране 2003 года президент Буш выразил свою благодарность ему и его коллегам - хотя и не упомянул их по именам - за то, что они раскрыли несколько ячеек «Аль-Каиды» в этом итальянском городе. «Мы заставили террористов пуститься в бега», - сказал тогда г-н Буш. Служба г-на Лейди в Италии стала венцом его почти четвертьвековой карьеры в ЦРУ, в течение которой ему довелось поработать в Латинской Америке, Азии и Европе.
Через три недели после речи президента и всего за год до запланированного ухода на пенсию, г-н Лейди помог агентам ЦРУ схватить в Милане египетского исламиста и доставить его в каирскую тюрьму для допроса. Этот эпизод с чрезвычайной передачей преступника – один из приблизительно 130 операций, проведенных администрацией Буша – стал первым в череде событий, которые испортили отношения между США и Италией и в корне изменили жизнь и карьеру г-на Лейди и других агентов ЦРУ.
Говоря «Я сыт этим по горло», г-н Лейди рассчитывает предпринять некоторые экстраординарные шаги, чтобы в корне поменять свою жизнь. Его действия и откровенность могут стать дополнительным источником беспокойства для его бывших начальников в Лэнгли, поскольку ему известна масса подробностей этого неприятного эпизода начального этапа борьбы с терроризмом.
17 февраля 2003 года Усама Мустафа Хассан Наср (Osama Mustafa Hassan Nasr), грузный, бородатый мужчина, которому тогда было немногим за 40, исчез по дороге на полуденную молитву в его мечети в Милане. ЦРУ и итальянская полиция считали этого человека, известного под именем Абу Омар (Abu Omar), вербовщиком «Аль-Каиды». Ни его семья, ни итальянская полиция не имели ни малейшего понятия о том, куда он мог пропасть.
Спустя 14 месяцев Абу Омар вышел из тюрьмы, позвонил своей жене из Египта и рассказал о своем похищении и пытках, которым он подвергался, будучи в египетской тюрьме. Итальянские власти, прослушавшие этот разговор, начали расследование обстоятельств его похищения.
Расследование вывело их на ЦРУ и его агента в Милане. Политические настроения в Италии, которая после событий 11 сентября относилась к США с сочувствием, сменились гневом, когда в 2005 году по стране пронеслась весть о предполагаемом нарушении суверенитета. Агрессивно настроенный судья по имени Армандо Спатаро (Armando Spataro) предъявил обвинение 26 американцам и пятерым итальянцам – это стало первым случаем, когда агенты ЦРУ подверглись преследованиям со стороны дружественного Америке правительства за то, что добросовестно выполняли свою работу.
Против Абу Омара было выдвинуто обвинение в терроризме, однако в суд попало только дело агентов ЦРУ. Приговор был вынесен в отсутствии обвиняемых. В кругах агентов ЦРУ этот катастрофический эпизод получил название «итальянского задания».
Г-н Лейди, планировавший уйти на пенсию и стать консультантом по безопасности на небольшой ферме в Пьемонте, Италия, которую он купил на скопленные деньги, получил самый жесткий приговор: его приговорили к восьми годам тюрьмы, а после апелляции срок был увеличен до девяти лет. Еще до того, как дело было передано в суд, судья Спатаро, вынес решение о конфискации его дома в Пьемонте и об уплате морального ущерба Абу Омару из денег, вырученных от его продажи. В 2005 году г-н Лейди уехал из Италии, потеряв там свою собственность. Еще одной жертвой стал его брак, в котором на тот момент он состоял уже 30 лет.
Из всех агентов ЦРУ, которым был вынесен обвинительный приговор, только г-ну Лейди до сих пор грозит тюремный срок, который в 2012 году был уменьшен до шести лет. Он также остается единственным бывшим агентом ЦРУ, которого итальянцы до сих пор активно пытаются поймать. Американское правительство сообщило ему о том, что в прошлом году Италия выписала ордер на его арест, хотя он сам его не видел. Два месяца назад полиция Панамы задержала его на 24 часа, когда он попытался пересечь границу с Коста-Рикой, однако, несмотря на просьбы министра юстиций Италии, она отказалась удерживать его дольше. Правительство США посоветовало ему уехать из дома, оставить его бизнес в Панаме и затаиться в Америке на пару лет. Г-н Лейди, которому сейчас 59 лет, утверждает, что ему приходится ездить по всему миру, чтобы зарабатывать себе на хлеб.
За обедом в Coral Gables, на котором присутствовали г-н Лейди, его адвокат Том Спенсер (Tom Spencer) и я бывший агент ЦРУ назвал себя «пиньятой». После того как в 2004 году он ушел на пенсию из ЦРУ, он оказался предоставленным сам себе и, таким образом, стал легкой мишенью: ЦРУ его бросило, а итальянцы сделали из него козла отпущения. Его прикрытием в Милане был пост заместителя консула, работавшего на Госдепартамент, однако правительство США не стало бороться с итальянцами, чтобы отстоять его дипломатическую неприкосновенность. США добились дипломатической неприкосновенности для Джеффри Кастелли (Jeffrey Castelli), главы резидентуры ЦРУ в Италии и непосредственного начальника г-на Лейди, которую, в конце концов, итальянский суд отменил. В феврале г-на Кастелли признали виновным по обвинениям в похищении и приговорили к семи годам тюрьмы.
Вашингтон так и не признал, что за выдачей Абу Омара Египту стояло ЦРУ. «Я стал жертвой нерешительности Америки, - говорит г-н Лейди. – Италия является нашим ближайшим союзником, и американское правительство должно было предложить какое-нибудь решение». По его словам, он получил компенсацию от правительства США, но она не покрыла его расходов и убытков. Сейчас, по его словам, агентство перестало оплачивать его судебные расходы.
Сейчас политика борьбы с терроризмом в США изменилась, поэтому правительство больше официально не поддерживает похищения людей с последующей их выдачей, хотя время от времени все-таки прибегает к подобным мерам. По словам г-на Лейди, он пытался звонить по номерам офисов ЦРУ, которые ему когда-то давали, но безрезультатно: «Я знаю, что их проинструктировали не отвечать мне. Мне тяжело от того, что я отдал ЦРУ 24 года своей жизни и что теперь со мной так обращаются. Что касается их, то, если я приставлю дуло пистолета к своей голове и спущу курок, они будут счастливы. Проблема исчезнет. У них появится повод выпить шампанского».
Рассказывая свою историю, г-н Лейди маскирует свою обиду, которая временами все-таки прорывается наружу, в свойственной ему латиноамериканской манере. (Его отец был родом из США, а мать – из Гондураса, где он и провел детство.)
Хотя в США мучения г-на Лейди практически никого не интересуют, он до сих пор остается живым примером и воплощением антитеррористической политики в Италии эпохи Джорджа Буша-младшего. Сейчас г-н Лейди пытается добиться поддержки со стороны итальянского правительства. 11 сентября этого года он отправил письмо президенту Италии Джорджо Наполитано, в котором он просил о «личном прощении и помиловании».
Г-н Лейди утверждает, что он спас жизни многих американцев и итальянцев, предотвратив массу терактов. «Я могу заверить вас, что во все времена меня убеждали, что моя деятельность велась в полном соответствии с американским, итальянским и международным правом и была уполномочена высокопоставленными чиновниками», - написал он в своем письме президенту Италии. Он добавил, что тем чиновникам, которые приказали и одобрили выдачу Абу Омара, не было предъявлено ни одного обвинения.
Г-н Лейди говорит, что он не станет долго ждать ответа Италии. Он готов взять на себя ответственность - по его словам, его начальники этого так и не сделали – отсидеть срок в тюрьме и вернуть себе свою собственную жизнь. Возможно, это блеф. Италия никогда не обращалась к США с просьбой о выдаче приговоренных агентов. «Если Италия убеждена в том, что у нее хватит политической воли арестовать бывшего агента ЦРУ и посадить его в тюрьму на шесть лет, я готов им уступить», - добавляет он.
Когда разыгралась эта драма с похищением и выдачей Абу Омара, г-на Лейди изображали - в итальянских судах, прессе и в книге Стива Хендрикса (Steve Hendricks) под названием «Похищение в Милане: ЦРУ попало под суд» («A Kidnapping in Milan: The CIA on Trial») – либо главным действующим лицом, либо маргинальным диссидентом ЦРУ. Он сам называет правдивой именно вторую версию, настаивая на том, что он был против решения о похищении Абу Омара.
Летом этого года Сабрина де Соуза (Sabrina de Sousa), оперативный агент ЦРУ в Риме и Милане, которой также был вынесен обвинительный приговор в итальянском суде, сказала в беседе с журналистами MSNBC: «Боб решительно выступал против этого похищения и выдачи». Тем не менее, г-жа де Соуза обвинила г-на Лейди и его начальника Джеффа Кастелли в том, что они разрушили ее карьеру. Ее обвинения были проигнорированы.
По словам г-на Лейди, он был против похищения Абу Омара, но не против его выдачи: «Мне кажется, передачи преступников происходили всегда».
По его словам, в 1988 году в Гондурасе он помог организовать захват наркобарона Рамона Матта-Баллестероса (Ramón Matta-Ballesteros) и переправить его в США. В 1998 году Рим попросил США помочь ему в экстрадиции главы итальянской мафии из Латинской Америки. «Он жил в стране, где он мог платить судьям и всем остальным, - рассказывает г-н Лейди, отказавшись назвать страну и имя мафиози. – Мы обманом выманили его в Панаму, схватили его и передали итальянцам. И никакой экстрадиции». Г-н Лейди добавил, что этот похищенный мафиози был приговорен к наказанию в итальянском суде.
Не так давно Италия работала в сотрудничестве с ЦРУ, чтобы схватить одного из влиятельных членов «Аль-Каиды» и навсегда посадить его в египетскую тюрьму, но г-н Лейди не стал рассказывать подробности этого эпизода.
Размышляя о своем нынешнем тяжелом положении, г-н Лейди говорит, что его поражает «всеобщее лицемерие». Билл Клинтон одобрил чрезвычайную передачу, и так делали все последующие президенты. «В каждом отдельном случае, в каждом эпизоде с выдачей, в котором я принимал участие, местное правительство нам помогало», - говорит г-н Лейди, и выдача Абу Омара не была исключением.
Кто в Италии знал о выдаче Омара и что именно знал, остается неясным. Правительство Сильвио Берлускони, которое тогда находилось у власти, отрицало, что его поставили в известность о выдаче. Руководство итальянского аналога ЦРУ - SISMI – знало о готовящейся операции. Итальянский полицейский, которого, по его собственным словам, г-н Лейди уговорил принять участие в операции, остановил Абу Омара на улице, чтобы проверить документы, после чего американские агенты затолкали духовного лидера в белый фургон. Г-н Лейди отрицает, что он завербовал полицейского для участия в операции по захвату, добавляя, что «я убежден, что его заставили так сказать, чтобы он мог получить неприкосновенность».
Г-н Лейди не сомневается в том, что итальянскому правительству было все известно о готовящейся операции. «Все, что мы делали в Италии, мы делали совместно с итальянцами, - говорит он. – Италия – это один из наших ближайших союзников. Наш единственный интерес в Италии заключался в том, чтобы работать над решением общих задач».
Г-ну Лейди, который приехал в Милан в 2000 году, удалось наладить тесные связи с итальянским подразделением полиции, занимающимся борьбой с терроризмом. По его словам, он обратил внимание итальянцев на Абу Омара всего за месяц до терактов 11 сентября, назвав его набирающим вес боевиком.
После ударов по Всемирному торговому центру и Пентагону члены опергрупп оказались под давлением: от них требовали немедленных «жестких мер», как говорится в заглавии мемуаров бывшего главы секретных служб Хосе Родригеса (José Rodriguez), которые должны были способствовать поимке террористов. «Это был крайне тяжелый период. Мы работали круглыми сутками», - вспоминает г-н Лейди. По его словам, его начальник, г-н Кастелли, хотел провести операцию по поимке и передаче какого-нибудь заметного террориста, чтобы помочь своей карьере. Он назвал г-на Кастелли «человеческим выхлопом» и добавляет, что чувства, скорее всего, были взаимными. «Кастелли меня ненавидел настолько, - говорит он, - что, будь его воля, он не стал бы подпускать меня близко к подобной операции».
Глава резидентуры ЦРУ в Риме настаивал на захвате Абу Омара, несмотря на возражения г-на Лейди и скептический настрой Вашингтона, как вспоминают г-н Лейди и г-жа де Соуза. Г-н Лейди утверждает, что Абу Омар был «плохим парнем», но «далеко не самой выдающейся фигурой в «Аль-Каиде». Его захват, как предупреждал г-н Лейди, не понравится итальянской полиции, которая потратила немало ресурсов и времени, чтобы выследить его.
Когда Вашингтон одобрил захват и передачу Абу Омара, по словам г-на Лейди, ему сказали, что «либо он это сделает, либо ему придется уйти в отставку». Почему он не ушел в отставку? После долгой паузы он ответил: «Мне оставался всего год до пенсии. Вы бы смогли выбросить 23 года работы и уйти в отставку, лишившись пенсии?»
Как доказали итальянские следователи, «итальянское задание» было организовано весьма небрежно. Несколько десятков агентов, приехавших в страну для захвата – по словам г-на Лейди, их было гораздо больше, просто итальянцам удалось выследить только 20 человек – пользовались сотовыми телефонами и оплачивали счета в отелях кредитными карточками, по которым их легко можно было выследить.
Итальянская полиция провела рейд в доме г-на Лейди в 2005 году. В его компьютере полицейские нашли фотографию Абу Омара, и подтверждение бронирования билета на самолет из Цюриха в Каир, который вылетел спустя несколько дней после захвата исламиста. По его словам, он принимал участие в нескольких допросах в Египте, но никогда не видел, чтобы Абу Омара пытали. Г-н Лейди утверждает, что фотографию Абу Омара он получил от итальянской полиции и что она не была секретной, как писала пресса. Тем не менее, он совершил грубейшую ошибку, сохранив шпионские материалы у себя дома.
«Нас нельзя назвать организацией, достаточно подготовленной для того, чтобы проводить подобные операции, - объясняет он. – Думаю, у братьев Ринглинг это получилось бы лучше». Г-на Лейди часто изображали «директором цирка», но он им не был. Местные оперативные агенты ЦРУ помогают, но, как правило, их держат на некотором расстоянии от подобных операций, чтобы иметь возможность все отрицать, как утверждает он, добавляя, что он не встречался с агентами, занимавшимися планированием и осуществлением захвата.
Дело Абу Омара испортило отношения США с итальянцами и поставило в неловкое положение ЦРУ. По словам г-на Лейди, этот скандал также повлиял на эффективность мер по борьбе с терроризмом: «Изменения в политике Италии серьезно усложнили слежку за этими людьми. Теперь на территории всей Европы вы должны были ловить их буквально с бомбами в руках, и даже в этих случаях, если бомба не взрывалась, они просто говорили, что это всего лишь игрушка». Он добавляет, что раздутый бюрократический аппарат ЦРУ отрицательно влиял на таких оперативников, как он. Эту же жалобу повторили авторы недавнего внутреннего отчета ЦРУ, который попал в руки репортеров Los Angeles Times в июле.
Проведя несколько лет под стражей египетского мухарабата, Абу Омар теперь живет в Александрии. В Италии он объявлен в розыск.
Застряв в своем собственном правовом тупике, г-н Лейди утверждает, что «я преступник, отбывающий свой срок». Он добавляет, что однажды ЦРУ сообщило ему, что оно перехватило письма с угрозами в его адрес на интернет-форумах «Аль-Каиды». Сегодня г-н Лейди старается держаться в тени и соблюдать предельную осторожность.
Иногда, по его словам, «я просыпаюсь утром и думаю, что хочу докричаться до всех и наконец рассказать всю правду обо всем». Подробности этой секретной истории, по его мнению, вызовут скандал. «Но я не могу. Я дал клятву и, честно говоря, я думаю, что эта тайна умрет вместе со мной».
Клятва ЦРУ, организации, которая, по вашим словам, предала вас? «Я поклялся флагу. С этой организацией покончено. Но свой флаг я никогда не предам. Мне кажется, что сейчас эта организация предает мою страну».