Когда пресс-секретаря Белого дома Джея Карни (Jay Carney) попросили объяснить осторожность президента Обамы в принятии решений по сирийскому вопросу, он ответил, что американский народ ценит лидеров, «которые не демонстрируют решительность только ради демонстрации решительности». То же самое можно с уверенностью сказать и об Ангеле Меркель.
В результате кризиса в еврозоне канцлер Германии, которая сама ходит в магазин за продуктами, стала самым влиятельным лидером в Европе и самой влиятельной женщиной в мире. Ее осторожная, пошаговая манера принятия решений со временем помогла Европе выбраться из финансовой пропасти. Ее искусное ведение внутренней политики — она довольно упряма, но при этом спокойна и способна на тактическую гибкость — сделали ее самым популярным политиком в Германии. Как ожидается, на выборах 22 сентября она вновь одержит победу и, возможно, станет единственной женщиной-лидером в Европе, которая руководит страной в течение такого длительного периода времени.
Согласно опросу, проведенному ВВС, сегодня Германия является самой популярной страной в мире. Без нее уже невозможно представить современную Европу. Этому экспортному гиганту удалось спасти менее дисциплинированных членов еврозоны — подобная роль лидера могла бы смутить любого немецкого руководителя послевоенной эпохи, учитывая прошлое этой страны. Однако Меркель взяла на себя руководство на переговорах, направленных на то, чтобы провести переоценку великого эксперимента с единством Европы.
Читайте также: Сила Меркель-номики
Ее влияние в Европе, а также ее манера управления во многом объясняются чертами ее характера. Уже успевшая получить прозвище «Железная фрау» дочь лютеранского священника, которая выросла в коммунистической Восточной Германии, к решению всех вопросов подходит с беспристрастным прагматизмом и методичностью. Она не предлагает масштабного проекта для Европейского Союза, в состав которого входят 28 государств, однако она беспокоится за его будущее. Ее настойчивые требования ввести меры жесткой экономии с момента начала финансового кризиса в еврозоне в 2009 году заставили многие европейские государства с развитой социальной системой поддаться влиянию немецкой бережливости и оскорбили многих жителей Греции, Португалии и Италии.
Тем не менее, Меркель хорошо знает, когда ей нужно быстро поменять свою позицию, что она и сделала после катастрофы на японской АЭС в Фукусиме, пообещав постепенно отказаться от атомной энергетики в Германии. Когда меры жесткой экономии поставили под угрозу самые слабые государства еврозоны — и во многом экономику самой Германии — она немного снизила интенсивность своих призывов к реформам.
Оставаясь верной себе, Меркель не торопилась присоединяться к другим европейским государствам в их протесте против применения химического оружия в Сирии. Она не имеет привычки проводить красные линии, она скорее предпочитает дождаться, пока проблема назреет, и только потом принимать жесткие решения.
Предвыборная кампания в Германии может показаться довольно скучной. Главный соперник Меркель Пеер Штайнбрюк (Peer Steinbrück) из Социал-демократической партии не смог объяснить, чем его позиция отличается от позиции христианских демократов. Однако Европе и всему миру стоит обратить на эти выборы особое внимание, отчасти потому что осторожная Меркель, возможно, предпримет какой-нибудь решительный шаг во время своего третьего срока. Германия способна повести Евросоюз по новому пути. Меркель — не тот человек, который демонстрирует решительность только ради демонстрации решительности.