Вышли всемирные университетские рейтинги компании QS за 2013 год, и англоязычные страны одержали в них уверенную победу. Результаты весьма примечательны. Первую десятку мест заняли сплошь американские и британские вузы. Американские, британские, канадские и австралийские университеты заняли 34 места из первой полусотни. Вузы англосферы удерживают 61 место в первой сотне.
Дело здесь не в том, что англоязычные страны лучше всех учат своих студентов. Нельзя сказать, что там самые замечательные и талантливые преподаватели ведут лучшие занятия в самых прекрасных университетских зданиях. Читатели знают, что мы не очень-то довольны существующей в Америке моделью высшего образования. Такие рейтинги на самом деле демонстрируют устойчивую силу и влияние англо-американского бренда. Престижность американских и английских дипломов заставляет сотни тысяч студентов и преподавателей ежегодно приезжать в эти страны. Лучшие студенты из Китая и Индии, которые станут когда-то влиятельными людьми у себя на родине, каждую осень и зиму соперничают между собой за право провести годы учебы в англосфере. Это мощнейшая сила, позволяющая экспортировать английские и американские идеи и нормы, не уступающая Вашингтону, Голливуду и Кремниевой долине.
Уолтер Рассел Мид почти весь август читал лекции и проводил семинары в университетах Индии. Престиж американского диплома, а также учебы в аспирантуре американского вуза для индийских ученых неоспорим, как и желание лучших индийских студентов учиться и работать в США.
Когда они начнут в массовом порядке обращаться за бразильскими, российскими и китайскими визами, мы сможем вести разговоры об американском упадке. Но пока одна из крупнейших статей нашего культурного экспорта сохраняет свою силу и находится на подъеме.