Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Беспорядок в палестинских спецслужбах

© REUTERS / Mohammed Salem Торжественная встреча палестинских заключенных армией Хамас в Газе
Торжественная встреча палестинских заключенных армией Хамас в Газе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если читаете эти строки, значит, входите в число тех немногих, кто не боится новых статей о палестино-израильском конфликте, 20 лет спустя после подписания соглашений в Осло. Как бы то ни было, речь сегодня пойдет не о Нетаньяху, Обаме или поселенцах (ну хорошо, только самую малость), а о палестинских спецслужбах. Потому что им по-прежнему принадлежит одна из ключевых ролей в текущих проблемах.

Если читаете эти строки, значит, входите в число тех немногих, кто не боится новых статей о палестино-израильском конфликте, 20 лет спустя после подписания соглашений в Осло. Как бы то ни было, речь сегодня пойдет не о Нетаньяху, Обаме или поселенцах (ну хорошо, только самую малость), а о палестинских спецслужбах. Потому что им по-прежнему принадлежит одна из ключевых ролей в текущих проблемах.

Итак, принятые 20 лет назад декларации о намерениях (а также промежуточные соглашения) предрекали создание по-настоящему независимого палестинского государства в пятилетний срок. Хотя рассмотрение определенных вопросов перенесли на «переговоры о конечном статусе» (границы, статус Иерусалима и поселений, решение проблемы беженцев), вопросы безопасности изначально находились в числе приоритетов. В частности предусматривалось формирование палестинских сил безопасности (они не считались армией) из шести служб (охрана президента, разведслужба, гражданская полиция, служба предотвращения преступлений, гражданская оборона и служба национальной безопасности) с общим штатов в 30 000 человек.

К настоящему времени Палестине до сих пор не удалось стать полноправным государством, а число спецслужб достигло девяти (некоторые поговаривают и о полутора десятках) с по меньшей мере 66 000 сотрудников. Но как же так получилось? Быть может, тупиковая ситуация в процессе формирования палестинского государства отчасти связана с развитием его служб безопасности?

Раздробленная территория

«Масштабные» учения тыла


В подписанных в Осло соглашениях отмечается, что цель палестинских спецслужб заключается в обеспечении безопасности Израиля (и третьих государств), а также интересов поселений на оккупированных территориях. Тем не менее, Организации освобождения Палестины было непросто нащупать баланс между «желаниями палестинцев и требованиями Израиля», — объясняет доктор политических наук и специалист по Палестине Жюльен Саленг (Julien Salingue).

Кроме того, все эти 20 лет Израиль неизменно препятствовал предусмотренной по соглашениям передаче полномочий палестинским силам безопасности, которые до сих пор не обладают соответствующими национальным спецслужбам прерогативами. Так, например, они до сих не занимаются охраной «границ» и не имеют права задерживать израильских поселенцев, которые виновны в преступлениях против палестинского населения.

К тому же, соглашения привели к расколу и потере единства сектора Газа и Западного берега реки Иордан. Второй регион был разбит на несколько зон (А, В и С) с разным руководством, в результате чего службы безопасности могут пользоваться своими прерогативами лишь на очень небольшой территории (зона С, на которую приходится 59% всего региона, совершенно недоступна для них). В этой связи стоит обратить внимание на описание поездок палестинского премьера Саляма Файяда (2007 — июнь 2013) журналистом le Monde Бенжаменом Бартом (Benjamin Barthe):

«Его машина проехала через израильский блокпост Бейт-Эль, за которым начинается автономная зона Рамалла. Только здесь палестинские силы безопасности, наконец, получают право обеспечить сопровождение главы их правительства. На пути от дома до иерусалимского района Бейт Ханина и блокпоста Бейт-Эль Салям Файяд находился под защитой израильтян. Хотя его маршрут проходит исключительно по западному берегу реки Иордан, в некоторых зонах еврейское государство не считает нужным делиться властью».

Как бы то ни было, ЦАХАЛ и палестинские спецслужбы наладили ежедневное сотрудничество и обмен информацией. Любая программа (например, тренировочный курс) или политика в отношении этих сил, должна получить одобрение Израиля. Еврейское государство в свою очередь внимательно следит за подготовкой и экипировкой сил безопасности, как подчеркивают в международной организации, которая работает для повышения эффективности руководства в палестинских спецслужбах.

Внутренняя борьба

Палестинские школьники в секторе Газа


На внешние ограничения накладываются и внутренние проблемы в палестинской политике. В 2006 году ХАМАС одержала победу на парламентских выборах и решила создать собственные силы безопасности, который могли бы действовать независимо от Палестинской автономии (она осуществляет свои полномочия на Западном берегу реки Иордан).

В 1990-х годах силы безопасности формировались без участия ХАМАС (движение выступало резко против соглашений в Осло), и эти выборы могли бы создать возможность для включения членов организации в состав спецслужб. Тем не менее, международное сообщество решило иначе, и программы помощи были заморожены.

На первых порах основанная Арафатом партия ФАТХ попыталась помешать работе будущего кабинета министров. Так, например, Махмуд Аббас назначил верного сторонника Махмуда Абу Шбака на пост руководителя трех спецслужб. В ответ министр внутренних дел Саид Сейям сформировал в Газе новое ответвление сил безопасности, которое находилось непосредственно под управлением его ведомства (большинство его членов пришли из ХАМАС). Позднее ХАМАС расформировала силы ФАТХ.

Таким образом, в стране возникла седьмая спецслужба в дополнение к созданным по договорам шести, помимо которых существует целый ряд дополнительных органов с довольно нечеткими прерогативами, такие как сформированные при Арафате особая служба безопасности и воздушная полиция. Сегодня нам даже неизвестно точно число этих спецслужб...

Вдвое больше людей

Достигнуто перемирие между палестинскими группировками сектора Газа и Израилем


Кроме того, не знаем мы и сколько людей насчитывается в их рядах. По информации МВФ, в 2003 году, то есть через десять лет после подписания соглашений, речь шла о 52 128 сотрудниках. В более поздних отчетах других организаций упоминалась цифра в 66 000 человек в 2010 году (29 500 человек на Западном берегу реки Иордан и 36 500 сотрудников в Газе, которые не играют какой-либо активной роли после победы ХАМАС в 2006 году, но до сих пор находятся на содержании Палестинской автономии). Различные институты и ассоциации приводят разные данные, что не позволяет установить точное число сотрудников.

Таков результат намеченной Ясиром Арафатом политики. После подписания соглашений в Осло на родину вернулись тысячи палестинцев, которые долгое время были полностью отрезаны от политических реалий в стране, что привело к обострению социальной и экономической напряженности. Ясир Арафат начал массовый набор бойцов первой интифады в службы безопасности на основе системы кооптации и интеграции.

Он предоставил им зарплату и положение в обществе, что позволило ему обеспечить легитимность для формировавшегося государственного аппарата и снять напряженность. Параллельно с этим он договаривался с известными ему крупнейшими кланами и покупал их верность. Таким образом, общий персонал спецслужб очень быстро превысил прописанные в соглашениях 30 000 человек. «В Израиле не стали протестовать, потому что осознавали сложность управления палестинским обществом», — отмечает Жюльен Саленг. Арафат придерживался старого принципа «разделяй и властвуй» в руководстве спецслужбами, которые были охвачены внутренней борьбой, клиентелизмом и коррупцией.

Медленная и сложная реформа

палестино - израильский конфликт


После 2002 года Израиль и иностранные спонсоры потребовали реформы Палестинской автономии и в первую очередь ее служб безопасности, на которых пали обвинения в подготовке терактов против израильтян (этим, кстати, и объясняется практически полное их уничтожение во время второй интифады). Ключевыми словами стали профессионализм, деполитизация и рационализация — все это должно было сдержать ХАМАС, ограничить власть ФАТХ и восстановить порядок на палестинской территории.

По-настоящему реформа началась лишь в 2005 году (то есть уже после смерти Арафата), однако затем быстро застопорилась из-за победы ХАМАС и последовавшего за ней хаоса. Процесс сдвинулся с мертвой точки после прихода к власти Саляма Файяда в 2007 году, который попытался провести слияние некоторых органов, отправить на пенсию ряд высокопоставленных лиц, модернизировать подготовку кадров, расширить сотрудничество с израильтянами, а также провести масштабные операции по «восстановлению порядка».

Речь шла о чисто политической реформе, которая была призвана добиться для власти монопольного права на легитимное физическое насилие путем репрессий против любых несогласных (не только представителей ХАМАС, но и журналистов и активистов левых движений...). Такие инициативы повлекли за собой постоянные обвинения в нарушении прав человека и открытое недовольство части людей: в июне 2013 года в безопасности себя ощущали лишь 64% палестинцев в секторе Газа и 56% населения Западного берега реки Иордан.

Как бы то ни было, по мнению части общества, работа спецслужб принесла по крайней мере два положительных момента. Первый — это изменение отношения к женщинам. «Долгое время полицейских обвиняли в том, что они запугивают женщин и не хотят принимать у них заявления. Последние месяцы заметны большие усилия для того, чтобы изменить эту практику», — отмечают правозащитники. Второе достижение — это окончание вооруженного сопротивления со стороны членов бригад мучеников аль-Аксы в конце 2000-х годов.

Тем не менее, в последнее время стабильное недовольство населения, по всей видимости, способствует восстановлению вооруженных отрядов и приводит к новым столкновениям. В ответ Палестинская автономия набирает все новых людей... «Хотя в 2008 году число сотрудников спецслужб пошло на спад, с 2009 года оно неизменно растет: 40% всех госслужащих Палестинской автономии относятся к спецслужбам, на работу которых приходится треть всех расходов бюджета. В результате правительство оказывается не в состоянии удовлетворить даже самые элементарные социальные потребности палестинцев», — объясняет Жюльен Саленг.

Противоречия

Достигнуто перемирие между палестинскими группировками сектора Газа и Израилем


США и Европейский Союз до сих пор перечисляют миллионы на нужды Палестинской автономии: Вашингтон предоставил ей в общей сложности 650 миллионов долларов с 2007 года, а Брюссель 295 миллионов евро на реализацию различных проектов в 2011 году. Кроме того, Европейский Союз финансирует, например, печать плакатов «в поддержку полиции». Кроме того, хотя ужесточения контроля над государственными финансами позволило уменьшить клиентелизм, рамки работы спецслужб все равно выглядят более чем спорно.

Другими словами, в том, что касается безопасности, руки Махмуда Аббаса связаны Израилем, политическим и территориальным расколом в Палестине и унаследованным от Ясира Арафата непрозрачным госаппаратом. Кроме того, сейчас «на всеобщее обозрение выходят противоречия соглашений в Осло: никто не в силах построить легитимную государственную систему в лишенном суверенитета обществе», — подчеркивает Жюльен Саленг.

Вообще, в процессе формирования государства, оно может продемонстрировать собственную устойчивость путем создания легитимных спецслужб. Так, в случае Израиля, его современная армия на самом деле является результатом слияния различных вооруженных групп, которых принимавшие участие в строительстве государства британские колонисты рассматривали как террористические организации.