Похоже, что соглашение об ассоциации с ЕС – это уже почти решенный вопрос в Украине и ЕС. Со стороны России мы видим попытки затянуть Украину в свой аналог это организации – Таможенный союз. В данной статье приведен сравнительный анализ выгод от присоединения к одному из двух геополитических образований.
Зона свободной торговли
В рамках соглашения об ассоциации ЕС отменит ряд импортных пошлин, которые сейчас действуют при экспорте украинских товаров в Европу. Украина, со своей стороны, сделает то же самое для европейских товаров. Для украинских производителей это означает большие перспективы экспорта, но также и большую конкуренцию на внутреннем рынке. Больше всего в выигрыше будет украинский потребитель, ведь он может ожидать товары лучшего качества за меньшую цену.
ЕС импортирует в семь раз больше товаров, чем страны Таможенного союза. Заработная плата в ЕС в три с половиной раза выше. Поэтому потенциально выгода от свободной торговли с ЕС больше, чем от аналогичных договоренностей с Таможенным союзом. Однако и украинским предприятиям придется постараться гораздо больше, чтобы завоевать место на европейском рынке.
В действительности странам Таможенного союза ничего не мешает проводить с Украиной более открытую торговую политику в рамках двусторонних отношений или в рамках зоны свободной торговли стран СНГ, к которой Украина присоединилась в июле 2012 года.
Принципиальным для России является вопрос политического альянса Украины. Ведь кроме пошлин страны договариваются о партнерстве и изменениях в законодательстве в целом ряде экономических, технических и социальных вопросов.
Государственные закупки и борьба с коррупцией
Больше всего выгоды украинцы могут получить от обязательств Украины перед ЕС бороться с коррупцией. Частью соглашения с ЕС является целое отдельное приложение на 37 страниц, регламентирующее реформы в сфере государственных закупок.
Согласно «Графику институциональных реформ, адаптации законодательства и предоставления доступа к рынку» Украина обязана предоставить европейским компаниям равноправный доступ к государственным закупкам и любым другим заказам за бюджетные средства и принять рекомендации двух директив ЕС ( N2004/18/ЕС и N89/665/ЕЕС ). Согласно директивам, государственные тендеры должны базироваться на принципах «равноправия, прозрачности и отсутствия дискриминации».
На протяжении восьми лет Украина обязана постепенно создать прозрачные условия участия в тендерах, например, на закупку лекарств, строительство дорог и других товаров и услуг, которые традиционно сопровождаются в стране значительным уровнем коррупции.
Кроме этого, статьей 22 Соглашения предусматривается, что ЕС и Украина договариваются о совместной борьбе в области контрабанды товаров, экономических преступлений, включая избежание налогообложения, коррупцией как в частном, так и государственном секторе. Вряд ли соглашение об ассоциации полностью искоренит коррупцию в Украине, однако подписание этого документа создаст условия для ее существенного уменьшения.
В рамках интеграции с Таможенным союзом пока не предусматривается введение улучшенных стандартов государственных закупок, и вряд ли это имеет практический смысл. Россия и Украина – это чуть ли не чемпионы мира по разворовыванию бюджетных средств. Что может Украина выиграть от допущения российских компаний к строительству украинских дорог? Деньги от такого сотрудничества бюджет вряд ли сэкономит.
Технические регламенты и государственные стандарты
В рамках соглашения с ЕС Украина обязуется приблизить свои технические регламенты к европейским. Технические регламенты – это нормативно-правовые акты, в которых определены характеристики продукции и связанные с ней процессы, а также требования к услугам, соблюдение которых является обязательным. Регламенты охватывают практически все виды товаров и услуг и направлены на качество и безопасность продукции для потребителей. Например, в Украине действуют «Технический регламент безопасности машин», «Технический регламент безопасности игрушек», «Технический регламент моющих средств».
Европейские товары зарекомендовали себя во всем мире как преимущественно качественные и безопасные. Обязательное использование европейских стандартов при производстве украинских товаров безусловно означает их лучшее качество и безопасность, а также большую конкурентоспособность на внешних рынках. Однако использование более прогрессивных технологий производства потребует значительных капиталовложений от украинских предприятий, что является все же необходимым шагом для развития экономики.
Если говорить о технических регламентах и государственных стандартах Украины и стран Таможенного союза, то значительная часть их и так базируется на советских ГОСТах. Объективно в России и Украине практически нет государственных стандартов, которые нужно приводить к общему знаменателю.
Энергетика
Соглашение с ЕС также предусматривает, что «цены на поставку газа и электроэнергию для промышленных предприятий должны определяться только спросом и предложением». Соглашением предусматривается «развитие конкурентных, прозрачных и недискриминационных энергетических рынков, сближение с правилами и стандартами ЕС через нормативно-правовые реформы». Это означает открытие рынка энергетики для конкуренции и, наиболее вероятно, более низкие цены на энергию для промышленных предприятий. На сегодняшний день цены на электроэнергию жестко регулируются НКРЭ и предоставляют преференции крупным промышленным предприятиям (так называемая первая категория потребителей).
Согласно положениям соглашения, каждая страна имеет право самостоятельно определять территории для добычи энергетических ресурсов. Однако Украина обязана обеспечить равноправное отношение к европейским и украинским компаниям в случае передачи территории под добычу энергетических ископаемых. Это означает меньший уровень коррупции при распределении лицензий и разрешений на добычу углеводородов.
Соглашение с ЕС также предусматривает, что «стороны стремятся взаимодействовать в сфере использования газотранспортной системы и газохранилищ и проводить консультации друг с другом относительно развития инфраструктуры». Кроме этого, предусмотрена «модернизация и расширение существующих объектов энергетической инфраструктуры».
Безусловно, Украина и Россия могли бы много получить от энергетического сотрудничества. Однако позиция России неизменно заключается в контроле над украинской газотранспортной системой и допуском «Газпрома» на внутренний рынок поставки газа. Если в соглашении с ЕС идет речь о свободной конкуренции на энергетическом рынке и европейских инвестициях в сектор, то с Россией речь идет о более низких ценах на газ в обмен на российскую монополию на рынке.
Механизм принятия решений в рамках Таможенного Союза и Соглашения об ассоциации
Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества предусматривает действие двух наднациональных органов: Комиссия Таможенного союза (КТС) и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Обе комиссии получают широкие полномочия в регулировании внутренней и внешнеэкономической политики стран.
В области таможенной политики, которая определяется Комиссией Таможенного союза, голоса распределены таким образом, что без России принять решение невозможно, а вот без одной из других стран-участниц – да.
Решения ЕЭК принимаются «консенсусом», однако определение «консенсуса» договор о создании Евразийского экономического сообщества не дает. Юристы-международники шутят, что в мире не существует консенсуса по поводу того, что такое консенсус. Не вдаваясь в прецеденты и эту дискуссию, одно можно сказать точно – принятие решения консенсусом с юридической точки зрения не обязательно требует согласия всех сторон.
ЕЭК в рамках своих полномочий о «предоставлении исключительных прав на экспорт отдельных видов товаров», может, к примеру, заставить Украину прекратить покупать газ у любых других поставщиков, кроме России. Очень широкой трактовка обладают полномочия ЕЭК относительно «утверждения основных ориентиров макроэкономической политики» и «утверждения перечня нормативных актов стран в области конкурентной политики». Под такие формулировки можно заложить почти что угодно, и фактически осуществлять руководство экономической политикой страны.
В отличие от договоров в рамках Таможенного союза, соглашение об ассоциации с ЕС не предполагает создания одного наднационального органа. В рамках соглашения с ЕС будут действовать так называемый Совет ассоциации, Комитет ассоциации и третейская группа. Совет ассоциации осуществляет контроль и мониторинг выполнения соглашения. Комитет ассоциации через 5 лет после начала действия соглашения предлагает изменения относительно возможного ускорения отмены пошлин. Третейская группа решает споры, связанные с интерпретацией положений соглашения, и их выполнением.
Решение Совета и Комитета могут быть приняты только с согласия Украины и ЕС. То есть, в отличие от размытого понятия «консенсуса» в механизме принятия решения в рамках Евразийского экономического сообщества, соглашение с ЕС четко предусматривает необходимость обязательного согласия Украины и ЕС для всех принятых решений. В рамках соглашения об ассоциации ни ЕС, ни Украина не могут навязать друг другу свою позицию. Председательство в Совете и Комитете осуществляется поочередно представителем Украины и ЕС.
Решение споров, связанных с трактовкой положений соглашения в рамках третейской группы, также построено демократично. Третейская группа состоит из 15 человек, по 5 от Украины и ЕС. Дополнительно по взаимному согласию назначается еще 5 человек, не являющихся гражданами Украины или ЕС.
Как видим, соглашение об ассоциации с ЕС, в отличие от соглашения с Таможенным союзом, предусматривает равноправные отношения, где ни одна сторона не имеет возможности навязывать свою волю.
Политическая поддержка внутри страны и последующие шаги к подписанию
Обязательства, которые берет на себя Украина в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС, требуют значительных изменений в законодательстве, для чего нужна поддержка большинства депутатов Верховной Рады. Коммунисты уже заявили о своей резкой оппозиции к соглашению с ЕС, поэтому Партии регионов, наиболее вероятно, придется рассчитывать на поддержку оппозиционных сил. Для эффективного и своевременного принятия необходимых законов нужна координация действий парламентских фракций.
Однако координация действий для принятия необходимых законов может оказаться проблемной, если верить заявлениям отдельных лидеров оппозиционных сил. В частности, в августе мы услышали, что Олег Тягнибок считает, что компромисс с властью ради евроинтеграции невозможен. Такая позиция откровенно удивляет, особенно учитывая реальную возможность самого страшного кошмара для сторонников свободы – создания наднационального органа под контролем России. Даже Юрий Луценко, который успел при действующей власти отсидеть в тюрьме, заявил, что Украина должна двигаться в сторону Запада и скоординировать свои внешнеэкономические действия и заявления с властью.
По моему мнению, политики перед лицом внешней угрозы должны отбросить все противоречия и амбиции и действовать совместно для защиты украинских интересов, то есть наших интересов. Выбор между Таможенным союзом и ЕС – это неудачное поле для очередного проявления ненависти. В большой неприязни к власти со стороны оппозиции люди уже и так не раз могли убедиться по ярким случаям блокированиям работы парламента, а до 2015 года будет много возможностей и поводов повторять подобные шоу. Сейчас Украине нужна консолидированная позиция как можно большего количества парламентских фракций, чтобы у ЕС не было сомнений относительно серьезности намерений Украины, а у России не осталось надежды все-таки установить над страной контроль.