Сильные лидеры часто известны по одному имени (или одной фамилии) – Цезарь, Наполеон, Сталин. Они также нередко получают прозвища вроде «великий», «великолепный» или «завоеватель». У них есть стиль. Они смелы и харизматичны. Они любят славу, овации, красивые жесты. Эти парни (обычно это мужчины) выходят за пределы узкого мира и меняют – не всегда к лучшему – ход истории.
В своей статье в Monitor Сара Миллер Льана (Sara Miller Llana) дает портрет, вероятно, самой влиятельной женщины в современном мире. Это канцлер Германии Ангела Меркель, и она явно сделана из другого теста. Она держится тихо, предпочитает слушать, действует постепенно и редко напоказ демонстрирует свою власть. Исходно она занималась наукой и, вдобавок, выросла в зажатом восточногерманском обществе.
Германия, которую она возглавляет, служит экономическим двигателем Европы. Несмотря на проблемы с долгами и с режимом экономии, Европейский Союз, в котором доминирует Германия, остается конкурентоспособной на мировой арене организацией, объединяющей 500 миллионов человек.
Очень важно, что женщина, которая, судя по всему, намерена стать канцлером Германии на третий срок, крайне осторожна. Как большинство немцев, она хорошо понимает, в чем опасность чрезмерных амбиций и вождизма. Как и большинство восточных немцев, она знает, что страны не вечны.
Это качества «тихого лидера», которые были выявлены изучавшим эту тему профессором Гарвардской школы бизнеса Джозефом Бадаракко (Joseph Badaracco), автором книги «Тихое лидерство: необычный способ делать правильные вещи» («Leading Quietly: An Unorthodox Guide to Doing the Right Thing»). Тихие лидеры, пишет он, славятся терпением, внимательностью и склонностью действовать постепенно. Характерный пример – Альберт Швейцер. Доктор Швейцер считал, что публичное действие переоценивают и что главное – это мелкие и остающиеся неизвестными поступки. Их сумма, полагал он, «в тысячу раз важнее действий, получающих широкое общественное признание».
Даже героические фигуры, отмечает профессор Бадаракко, часто проделывают огромную организационную работу и работу по поиску консенсуса, которую заслоняют их драматические моменты на мировой арене. По его мнению, нам стоит меньше концентрироваться на великих людях и громких событий. Вместо этого, считает он, нужно обращать внимание на тех, кто занят трудными задачами, отвергает чрезмерное упрощение, позволяет другим пожинать лавры и готов прокладывать курс сквозь неизвестность.
«Мир так раздражающе сложен, что люди, бесспорно, хотят видеть кого-то, способного идти напролом», - говорит Бадаракко. Но хотя решительность – хорошая вещь, внимательность иногда бывает нужнее. Даже проволочки могут быть полезны, если это время было потрачено на анализ ситуации и достижение согласия.
Скучно, не так ли? О тихих лидерах редко слагают эпосы и снимают блокбастеры. Но их легко узнать, посмотрев на организации, предприятия и страны, которыми они управляют. Там вы обычно увидите много людей, способных к творческому подходу, высокий уровень продуктивности, целеустремленности и довольства. Это, разумеется, не аргумент в пользу бездействующего руководства. Кто-то должен принимать решения и брать на себя ответственность. Неуправляемая организация ложится в дрейф, а в чем опасность такого дрейфа нам наглядно показывают Франция в период до Наполеона и Веймарская Германия. Тихий лидер вроде Ангелы Меркель избегает и драмы, и дрейфа.
Тихие лидеры всегда при деле, даже если практически незаметны. Чтоб увидеть их, взгляните на тех, кого они возглавляют.