Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Иранские дипломаты должны быть острее меча и мягче шелка

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Аятолла Хаменеи: «Стратегические цели и общая концепция нашей современной внешней политики остались такими же, как и в самом начале Исламской революции, именно об этом должны помнить все те, кто работают во внешнеполитическом аппарате нашей страны».

Уже не в первый раз некоторые средства массовой информации используют те или иные высказывания Духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи и, как им вздумается, вставляют отрывки этих выступлений в заголовки своих новостных сообщений.

Довольно часто случалось так, что Духовный лидер говорит о чем-то весьма серьезном, а мы цепляемся к мелочам и упрямо доказываем то, что поняли неправильно, до тех пор, пока аятолла Хаменеи опять не появится на публике и не расставит все по своим местам.

Так, в минувший вторник 17 сентября Духовный лидер выступил перед командующим составом Корпуса стражей исламской революции (военно-политического формирования, созданного для защиты завоеваний Исламской революции в Иране). Спустя несколько часов, когда новость об этом уже появилась в СМИ, некоторые иранские средства информации в угоду империалистическим государствам, забывая о международном положении Исламской республики, некорректно прокомментировали высказывания Духовного лидера. В частности, ими было заявлено, что вражеские санкции и угрозы оказались эффективными и Духовный лидер в вынужденных условиях склонен уступить Западу и вступить с ним в переговоры.

Искажение речей Духовного лидера – обычная практика некоторых СМИ

«Я поддерживаю надлежащие дипломатические шаги. У меня не вызывает сомнений правильность того, что много лет тому назад получило название героической мягкости», - именно эти слова аятоллы Хаменеи были воспринятые некоторыми иранскими СМИ как «смирение», «отступление от главных принципов», «конец принципиальной стойкости иранского правительства» и «уступка Ирана Западу». Как раз такое понимание речей Духовного лидера и было быстро подхвачено западными СМИ, что и наделало много шума в последние несколько дней.

Иранские органы информации, принадлежащие конкретному течению внутри страны, координируя свои действия с империалистическими медиакорпорациями, пытаются внушить общественности, что слова Духовного лидера означают истощенность в нынешних условиях правящего режима в Иране. Между тем аятолла Хаменеи много раз за последние несколько месяцев заявлял о «принципе преданности основам». К примеру, им были сказаны такие слова: «Стратегические цели и общая концепция нашей современной внешней политики осталась такой же, как и в самом начале Исламской революции, именно об этом должны помнить все те, кто работают во внешнеполитическом аппарате нашей страны».

То, что большая часть иностранных и иранских СМИ, преследуя свои корыстные цели, попыталась исказить высказывания Духовного лидера на его встрече с командующим составом КСИР, вызывает в уме целый ряд вопросов. Например, такой: как может быть, что аятолла Хаменеи почти 24 года настаивал на необходимости придерживаться принципов Исламской революции и вдруг в одночасье согласился отступить от ее идей?

Разве можно согласиться с тем, что Духовный лидер в разное время решительно наставлял всех иранских политиков и дипломатов всегда быть преданными заветам революции и государственного строя их страны, но сам неожиданно поступил иначе и принес в жертву то, за что народ проливал свою кровь?

Что понимает Духовный лидер под термином «героическая мягкость»?

Итак, выражение «героическая мягкость в дипломатии» и стало для некоторых журналистов в последние дни поводом исказить мысль Духовного лидера так, как им бы этого хотелось. Между тем на встрече с представителями Совета экспертов 5 сентября аятолла Хаменеи заявил: «Благоразумная и героическая мягкость, уступчивость и маневренность желательна и приемлема во всех политических сферах. Однако эта благоразумная маневренность не должна означать переход красной черты, отказ от главных стратегий или пренебрежение идеалами. Все это надо соблюдать».

К примеру, летом 1996 года на встрече с сотрудниками Министерства иностранных дел Духовный лидер заявил: «В своем общении с представителями других стран сотрудники государственных ведомств Исламской республики Иран должны быть острее острей меча, мягче шелка и тверже камня и стали. Внешняя политика представляет собой сферу героической мягкости, но по отношению к врагу она должна быть острой. Поэтому наши дипломаты должны прочно отстаивать свои принципиальные позиции, ориентируясь на стойкость и мужество вождя Исламской революции имама Хомейни».

Как видно, Духовный лидер напрямую указывает на то, что мягкость в дипломатии вовсе не означает отказ политического руководства страны от главных принципов и основ исламского правления и революции. Напротив, он требует от каждого представителя Исламской республики Иран, какую бы должность он ни занимал, опираться на главенствующие идеалы и представления государства, сохранять в себе твердость духа и добиваться реализации национальных интересов. Ни угрозы и санкции западных стран, ни кислые физиономии их дипломатов не должны заставить иранцев отступиться от своих принципов.

Внешнеполитические принципы в представлении Духовного лидера

Мнение аятоллы Хаменеи о дипломатии и внешней политике прямо противоположно отличается от того, о чем сообщают сейчас некоторые иранские и зарубежные СМИ. Постоянным рефреном в его речах является указание на «следование принципам и основам революции и существующего строя».

23 июля 1994 года Духовный лидер заявил следующее: «Наш режим принципиально отличается почти от всех существующих в мире государственных строев и с этим ничего нельзя поделать. Мы не должны отказываться от своих слов, иначе от Исламской республики останется одно лишь название». 15 августа 2004 года им были сказаны такие слова: «Если мы в каком-то вопросе проявили слабость и понесли от этого потери, нельзя списывать это на счет собственных идей и принципов. Нет, все дело в отсутствии выдержки».

О наилучшей модели дипломатии аятолла Хаменеи поведал в своей речи в ноябре 2003 года: «Инициатива крайне важна во внешних связях. Нет ничего хуже, когда страна со слабой дипломатией ждет, что скажут или сделают другие, и на основе этого с учетом целесообразности и своего положения принимает какое-то решение. Нам необходимо воздерживаться от этого и следить, чтобы такого никогда не произошло с нашей страной».

Путь решения государством существующих проблем

Пока журналистские круги, близкие к Западу и сочувствующие ему, убеждают общественность в том, что Духовный лидер готов идти на уступки и единственным выходом из сложившейся ситуации является начало переговоров и смирение, аятолла Хаменеи заявляет о «необходимости сегодня быть богобоязненными и отстаивать принципы». «Если при нынешней обстановке в стране вы останетесь преданными своим ценностям и будете соблюдать благочестие в разных сферах политики, общественной жизни, экономики и культуры, это значит, что вы обладаете большей значимостью», - заявляет Духовный лидер. «Своей стойкостью и выверенными действиями, - говорит он, - мы вдохновляем общество. Разумеется, мы должны понимать, что иранский народ не могут пошатнуть и сбить с пути некоторые нетерпеливые деятели».

К примеру, на церемонии представления нового президента Хасана Рухани, состоявшейся 3 августа нынешнего года, аятолла Хаменеи, рассуждая о способах решения текущих проблем, не сказал ни слова о переговорах с Западом или каких-либо уступках ему. Вместо этого он подчеркнул: «Необходимо опираться на внутренний потенциал и не оглядываться на другие страны. Не следует связывать наши надежды на помощь со стороны». Тогда же он особо выделил и такую мысль: «Абсурдно ждать от врага и дружбы и честности. Дело не в том, чтобы отвергать любые предложения, а в том, чтобы не стоит им доверять. Надо надеяться не на другие страны, а только на себя».

Необходимо изменить стиль работы некоторых иранских СМИ

Как уже было отмечено, восторженность некоторых национальных СМИ, приверженных западным центрам психологического воздействия, беспочвенна и основана на неверном, тенденциозном анализе. Учитывая стиль более чем 20-летнего правления Духовного лидера, его слова отнюдь не стоит расценивать как уступку Западу, напротив, он постоянно напоминает о необходимости «быть твердыми и отстаивать принципы, идеалы и цели революции и правящего режима».

Так почему же сегодня те, кто называют себя опытными политиками и дипломатами, потеряв голову от радости, трактуют слова Духовного лидера с точность наоборот? Претендующие на роль дипломатов должны понять, что сейчас на региональном и международном уровнях у Ирана самая лучшая ситуация из всех возможных и что героическое участие народа в самых разных сферах жизни страны, в частности, в прошедших недавно президентских выборах, сделало ее еще более благоприятной. Поэтому нет никаких оснований, чтобы правительство и Духовный лидер, успешно преодолев ряд трудностей, таких как смута 2009 года, всеобъемлющие парализующие санкции, разного рода угрозы и ограничения, пренебрегли своими убеждениями и капитулировали перед вражеским давлением. Сейчас общество нуждается в трезвой оценке разных аспектов внутренней и внешней политики, поэтому те, кто заявляет о своей приверженности линии имама Хомейни, должны вспомнить о его наставлениях касательно империалистического мира и обязанностях иранской дипломатии. Вместо того, чтобы искажать речи верховного руководителя страны, разрушать и ослаблять существующий строй, им необходимо вспомнить о честности и преданности.

 

Перевод с персидского Тарасовой Светланы.