Европа не всегда так очевидно отставала на площадке цифровых технологий, как сейчас. Нужно вспомнить, что между прочим, именно Европейские телеком операторы гораздо быстрее, чем другие, включая Америку, построили и внедрили сети мобильной связи 3G. И когда-то Nokia была законодателем тренда и производила самые модные мобильные телефоны. Однако сейчас, как замечают обозреватели Economist, приходится констатировать, что Старый Свет реально отстает от общемирового прогресса в телеком индустрии. По данным Европейской Комиссии, лишь четверть жителей Евросоюза имеют доступ к сетям четвертого поколения 4G. В США одна компания — Verizon — обеспечивает девять из десяти пользователей доступом к сетям 4G. Азиатский рынок в последние годы демонстрирует невероятные темпы внедрения широкополосных систем и технологий. Поэтому сегодня скорость доступа в интернет самая высокая в мире — в Южной Корее (14.2Мбит/с). Да и самые продаваемые и популярные смартфоны и планшеты выпускают не европейцы, а Apple и Samsung.
Еврокомиссар Нели Крус (Neelie Kroes) отвечает за «цифровую повестку дня» Европы. Она не без оснований уверена, что активизация развития цифрового сектора позволит не только стимулировать рост телекоммуникационной индустрии ЕС и принести очевидные преимущества пользователям, но и окажет серьезное влияние на динамику экономического развития Европы, включая все сектора и направления — от транспорта до здравоохранения. Еврокомиссар Нели Крус (Neelie Kroes) 11 сентября инициировала проект, включающий план действий, которые обеспечат переход на более качественную высокоскоростную связь в Европе. Проект документа будет рассмотрен в Парламенте и Совете Министров Европы.
Нели Крус (Neelie Kroes) предлагает создать единый рынок телеком индустрии, которая по-прежнему держится на местных линиях связи. Многие европейские операторы обслуживают сразу несколько стран, но при этом охватывается менее половины из 28 государств Евросоюза. В каждой стране действуют собственные регуляторы со своими собственными правилами. А стоимость аренды каналов связи, которая взимается владельцами сетей с других участников рынка, может быть выше в три раза. А аренда сетей для нового современного стандарта 4G может отличаться в пятьдесят раз! Да и цены на рынке розничных услуг варьируются в широком диапазоне. Европейским абонентам приходится доплачивать и при совершении звонков в другие страны ЕС и когда они используют свой телефон за границей. Поэтому многие путешественники вынуждены отключать роуминг передачи данных, чтобы их средства не «вытряхнули» операторы.
В контексте Программы реформы европейской телеком индустрии, Крус стремится облегчить телеком операторам вхождение на новые рынки стран ЕС. Совершенно справедливо Нели Крус считает, что лицензия, полученная в одной стране Евросоюза, должна иметь силу и в остальных государствах членах ЕС, и таким образом механизм единого телеком пространства сработает гораздо эффективнее. В Еврокомиссии считают, что процесс разработки бизнес стратегии на пан—европейском уровне станет намного проще и рациональнее, если будут приняты единые стандарты распределения частотного ресурса. Национальные регуляторы, в свою очередь, должны начать работать над тем, чтобы облегчить процесс обмена и разделение частотного спектра на европейском телеком пространстве, и содействовать торговле этим ресурсом между странами, входящими в европейский блок. Согласно плану Еврокомиссии, европейский рынок радиочастот должен преобразоваться: «в единый и в равной степени доступный для всех европейских операторов». Это, по убеждению Еврокомиссии, в конечном итоге не только повысит эффективность работы сетей и тем самым справиться с лавинообразным ростом мобильного интернет трафика, но и, что самое важно, — позволит интенсифицировать процесс привлечения значительных объемов инвестиций в мобильный сектор и энергичнее развивать широкополосное направление. Таким образом, система разделения радиоспектра должна работать в рамках предложенного Комиссией проекта Radio Spectrum Policy Programme, который ориентирован на пользователей мобильного ШПД в Европе. Сейчас в странах Союза совершенно очевидна динамика роста числа пользователей мобильных услуг широкополосного доступа, при этом, приходится признать, что качество самих услуг, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
Поэтому, идеологи реформы считают, что нужно не просто помочь, во что бы то ни стало, новым игрокам внедриться на новые европейские рынки ради самого процесса как такого. Главная задача европейского телеком рынка сегодняшнего дня состоит в привлечении инвестиций на развитие широкополосного доступа на современных высокоскоростных оптоволоконных линиях связи. Нели Крус совершенно логично предлагает в этой связи «стабилизировать» цены на аренду существующих старых медных сетей. Как правило, новые участники рынка арендуют эти устаревшие «медленные» линии довольно дешево, и это, естественно серьезно сбивает цены на рынке конечных услуг, и их технологически продвинутые конкуренты, которые работают на современных дорогих, высокоскоростных системах связи вынуждены с этим считаться. Соответственно, как следствие, этот фактор снижает стимул к созданию высокоскоростной первоклассной инфраструктуры связи. Однако, как справедливо считают эксперты Economist, необходимо понимать, что Европа может сохранить конкурентоспособность в мире лишь в том случае, если будут построены и начнут функционировать сети нового поколения, которые позволят европейцам обеспечить высокоскоростное подключение к Интернету.
Для европейского населения одним из наиболее привлекательных и осязаемых пунктов Программы реформирования телеком отрасли ЕС является ликвидация внутри Евросоюза платы за роуминг связи до 2014 года. К реализации этого пункта программы Нели Крус, в обязанности которой как раз и входит защита потребителей, стремилась довольно долго. Телекоммуникационные компании должны предложить пользователям тарифы, которые будут действовать во всех 28 странах ЕС. Операторов будут стимулировать взимать с клиентов, пользующихся услугами связи за границей, ту же цену, что и дома. Компании с такими контрактами будут освобождены от выполнения еще одного правила, в соответствии с которым они обязаны позволять своим клиентам, находясь за границей подключаться к другим провайдерам. Предполагается, что звонки из дома в другие страны ЕС должны будут оплачиваться по внутренним тарифам. Кроме того, Нели Крус обещает встать на защиту «сетевого нейтралитета». Речь идет о том, что сотовые операторы больше не смогут блокировать какие-либо сервисы — так, некоторые их них сейчас запрещают голосовые вызовы через интернет. При этом они смогут дороже продавать более качественные услуги, такие как скоростное подключение к интернету. Эксперты Economist напоминают, что в Америке вопрос сетевого нейтралитета — также довольно щекотливая тема: на этой неделе начались прения между юристами компании Verizon и Федеральной Комиссии Связи (регулирующий орган США).
Конечно, потребители будут рады тому, что им больше не нужно переплачивать, проверяя электронную почту или пользуясь онлайн-картой за пределами страны. Недовольство выражают операторы мобильной связи. Тем не менее, существующие провайдеры широкополосного интернета должны оценить предложение по регулированию цен на аренду старых кабельных сетей.
Наблюдатели Economist считают, что Нели Крус совершенно права в том, что сегодня европейские телеком рынки слишком разрознены. Однако общеевропейская сертификация может не принести особой пользы. Большинство операторов и аналитиков уверены, что страны Европы пойдут по пути слияний на внутреннем рынке. В последние месяцы было заключено или намечено несколько сделок, в частности, в Германии, где, если регулирующие органы позволят испанской Telefónica купить датскую компанию e-Plus, число операторов мобильных сетей сократится с четырех до трех.
Вероятно, в условиях концентрированного рынка прибыль операторов возрастет. Предполагается, что в связи с этим у них появится стимул к развитию инфраструктуры, — как раз то, чего добиваются европейские политики. Загвоздка в том, что цены на услуги операторов также могут возрасти — да, связь у американцев быстрее, но и платят они намного больше. И это вряд ли вызовет восторг у европейских регуляторов.
Безусловно, аналитики солидарны в оценке того, что наконец-то ликвидация «искусственных» границ для телекоммуникационных услуг на территории Европейского Союза вне всякого сомнения вызовет положительный отклик среди населения стран блока. И это чрезвычайно важный политический фактор в преддверии выборов в Европарламент в 2014 году. А как обычно, политики и депутаты Европарламента, популярность которого сегодня не особенно велика, ищут любые возможности для увеличения числа своих сторонников. Поэтому действия Еврокомиссара, скорее всего, найдут поддержку среди чиновников и евродепутатов. Однако, разумеется, не все так однозначно, поскольку будут и проигравшие. Ведь сотовые операторы лишаются высокодоходных услуг роуминга, что естественно незамедлительно отразится на показателях бизнеса. Да и отраслевикам придется перестраиваться, причем очень оперативно. При этом необходимо понимать, что высокие технологии создают и новые возможность получения доходов и прибыли для все тех же мобильных операторов. Мобильная реклама, которая начала активно расти и развиваться стремительными темпами, предлагая новые услуги абонентам. Есть наглядный опыт британской компании О2, которая только за год на этом заработала сотни миллионов долларов. А Лондонская компания Theomobix идет еще дальше и предлагает платформы, позволяющие через мобильную связь рекламировать буквально все — от ресторанов и до Luxury. Все это говорит о том, что для движения вперед всегда есть возможности, — просто нужно уметь вовремя перестроиться и не жить со стереотипами.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции ИноСМИ.