Устранение последствий катастрофы на АЭС «Фукусима-1» компании ТЕРСО вплоть до консервации реактора займет от 30 до 40 лет. Правительство должно взять ответственность на себя и подготовить организационную структуру для своего участия.
Премьер-министр Абэ посетил АЭС «Фукусима-1». Во время визита он осмотрел резервуары для хранения радиоактивной воды, из которых и произошла утечка, поддержал в своей речи рабочих станции. Компании ТЕРСО было отдано распоряжение продолжать отчистку загрязненной воды с установленным сроком сдачи работ, а также законсервировать остановленные пяый и шестой реакторы.
Можно считать такие действия демонстрацией позиции по усилению мер борьбы с утечками. После осмотра премьер ожидаемо заявил: «Государство должно взять ситуацию в свои руки и исполнить свое предназначение».
Правительство доверило все восстановительные работы, включая меры по очистке радиоактивной воды, компании ТЕРСО. Сбои в проведении работ, неразбериха в действиях ТЕРСО – все это связано с тем, что государство не пошло на активное вмешательство в дела АЭС.
Либерально-демократическая партия Японии возложила ответственность за проведение работ по очистке радиоактивной воды на государство и ТЕРСО, а также инициировала подготовку законодательной базы по действиям в чрезвычайных ситуациях, что должно четко разграничить систему обязанностей правительства и компаний. Когда законодательство будет утверждено, у финансовой поддержки ТЕРСО появится основание.
Читайте также: Посмотрим в глаза разрушительной силе атома
Главное, чтобы законодательство по чрезвычайным ситуациям не ограничивалось борьбой с радиоактивной водой, а включало в себя общий подход по различным областям вплоть до решения проблемы. Ведь изоляция радиоактивно загрязненной воды не может стать решением всей проблемы.
Консервация реакторов и дезактивация связаны с колоссальными расходами, а если вспомнить о необходимости страхования обслуживающего персонала, то получается, что ТЕРСО просто не в состоянии нести все бремя затрат в одиночку. Следует радикально пересмотреть государственную систему поддержки.
На сессии Международного олимпийского комитета премьер Абэ в ответ на вопрос о Фукусиме заявил: «Ситуация находится под контролем».
В олимпийской заявке Токио значилось, что распространение радиоактивной воды ограничено прибрежной зоной АЭС. После осмотра станции премьер пояснил: «Я передал всему миру, что никакого вреда здоровью нет, и можно не переживать по этому поводу».
Демократическая партия Японии выступила с критикой этого заявления, утверждая, что ситуация далека от контролируемой, но в любом случае словами делу не поможешь.
В свое время именно Демократическая партия создала систему разбора последствий аварии, переложив всю ответственность на плечи ТЕРСО. Два года назад решение ТЕРСО о смещении сроков работ по сооружению защитной стены, которая должна была устранить утечки радиоактивной воды, было согласовано министром экономики производства и торговли, которым в то время был Кайэда.
В сложившейся ситуации правящая и оппозиционная партия должны прежде всего научиться работать совместно. На предстоящем внеочередном заседании парламента в середине октября партии должны будут прийти к решению по вопросу АЭС и разделить области ответственности между правительством и ТЕРСО.