Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

На сей раз Генассамблея ООН действительно важна. Вот восемь причин, почему это так

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ежегодная сессия Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке — это обычно довольно стереотипное мероприятие. Главы государств проходят через дипломатическую процедуру чтения стандартных текстов, а несколько делегаций могут покинуть заседание в знак протеста. В лучшем случае какой-нибудь колоритный диктатор разразится напыщенной речью часовой продолжительности. Но в этом году сессия Генеральной Ассамблеи будет наверняка иной.

Ежегодная сессия Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке — это обычно довольно стереотипное мероприятие. Главы государств проходят через дипломатическую процедуру чтения стандартных текстов, а несколько делегаций могут покинуть заседание в знак протеста. В лучшем случае какой-нибудь колоритный диктатор разразится напыщенной речью часовой продолжительности. Но в этом году сессия Генеральной Ассамблеи будет наверняка иной, и не просто из-за того, что колоритных диктаторов в мире стало меньше.

На этой неделе в Нью-Йорке будут рассматриваться важные, имеющие серьезные последствия и вызывающие острые споры вопросы. Один из крупных вопросов — это активная игра во взаимные знаки внимания между США и Ираном. Участники будут также обсуждать войну в Сирии, всемирное возмущение американским шпионажем и многое другое. Вот краткий перечень восьми самых важных вопросов, за которыми необходимо следить.

1. Обама протягивает руку Ирану — и успокаивает Израиль

У президента Обамы появилась историческая возможность осуществить наконец свою мечту о разрядке напряженности с Ираном, потому что иранцы избрали президентом миролюбивого и умеренного политика Хасана Роухани (Hassan Rouhani). Но Обаме будет очень трудно продеть эту нитку в игольное ушко. В своем выступлении на Генассамблее он наверняка захочет как-то отреагировать на усилия Роухани по сближению и подтвердит свою давнюю позицию, состоящую в том, что две страны могут прийти к взаимоприемлемому соглашению.

Но Обаме следует также помнить и о премьер-министре Израиля Биньямине Нетаньяху, который с большим недоверием относится к примирительным жестам Роухани, считая их уловкой, нацеленной на выигрыш времени для дальнейшего обогащения урана. Обаме придется убеждать Израиль, не говоря уже о придерживающихся единых взглядов в отношении Ирана ястребах из Вашингтона, чтобы те поддержали его усилия, направленные на разрядку, или по крайней мере, не накладывали на них свое вето. От Обамы следует ждать красноречивых заявлений о том, что на переговорах с Ираном возможны самые разные варианты, и что Соединенные Штаты не потерпят ни ядерного оружия, ни любой другой угрозы Израилю.

Новый президент Ирана Хасан Роухани


Также по теме: После Сирии Россия разыграет иранскую карту

Обаме также придется решать, надо или нет превращать продолжающуюся войну в Сирии, где Иран играет важную роль, поддерживая сирийского руководителя Башара аль-Асада, в составляющую масштабной американо-иранской разрядки.

2. Президент Роухани говорит о «новом лице» Ирана

Как пишет корреспондент Washington Post Джейсон Резаян (Jason Rezaian), один из сигналов, поданных иранскими избирателями, которые этим летом избрали на президентский пост умеренного политика Хасана Роухани, заключается в том, что им надоела международная изоляция и дурная репутация Ирана. Роухани заговорил о том, что жесткой внешней политике и антизападной риторике бывшего президента Махмуда Ахмадинежада пришел конец. Раз за разом он пытается подавать совершенно другие сигналы и послания — о мирном сосуществовании и о дипломатическом взаимодействии с миром.

Удастся или нет Роухани начать разрядку с Западом и уговорить в ее необходимости своего босса, верховного лидера Али Хаменеи — на этот вопрос текущая неделя ответа не даст. Но он постарается сделать первый шаг, изменив манеру поведения и тональность высказываний Ирана на мировой арене. Роухани уже намекнул на это в комментариях на своем вебсайте.

«К сожалению, в последние годы облик Ирана, великой и цивилизованной нации, представлялся в ином свете, — написал он на своем официальном сайте, согласно переводу агентства Reuters. — Мы с коллегами воспользуемся этой возможностью, чтобы представить истинное лицо Ирана как культурной, образованной и миролюбивой страны».

3. Встретятся ли Обама и Роухани?

За рамками официальной повестки сессии Генассамблеи должна состояться встреча госсекретаря Джона Керри и министра иностранных дел Ирана Джавада Зарифа (Javad Zarif). Это само по себе очень важное событие и признак того, что обе страны движутся в сторону прямых переговоров о разрядке. Это важно еще и потому, что Зариф был автором выдвинутого в 2003 году иранского предложения о «грандиозной сделке» с администрацией Буша, которая отвергла все попытки примирения. Роухани решил послать Зарифа на встречу с Керри, и тем самым подал сигнал: «Давайте попытаемся еще раз».

Читайте также: Иранские дипломаты должны быть острее меча и мягче шелка

Однако американские госсекретари и иранские министры иностранных дел встречались и раньше. Поистине историческим моментом стала бы встреча президентов двух стран — первая в 34-летней истории Исламской Республики Иран. Если они все-таки встретятся, это будет, скорее всего, «официально неофициальная», тщательно отрежиссированная и «абсолютно случайная» встреча, на которой будут только рукопожатия и никакой формальной повестки.

Президент США Барак Обама и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху


4. Нетаньяху предостерегает об опасностях сближения с Ираном — и может попытаться наложить вето

На прошлогодней сессии Генассамблеи ООН израильский лидер поднял вверх рисунок, на котором была изображена бомба с перечеркивающей ее красной чертой. Тем самым он довольно грубо, но результативно привлек внимание к своим доводам о том, что Иран со своей ядерной программой пересек «красную черту». Выступая в этом году, он может попытаться пусть в неявной форме, но уговорить Соединенные Штаты отказаться от смягчения своей позиции по отношению к Ирану. Надо ждать настоятельного призыва к скептицизму, а возможно, и доводов в пользу нанесения коалицией сил во главе с Америкой ракетных ударов по иранским ядерным объектам.

5. Все приводят свои доводы о том, как решить проблему Сирии

В данный момент общепризнанным является то, что гражданская война в Сирии превратилась в некий опосредованный конфликт, который ведется чужими руками. Сирийский режим пользуется поддержкой Ирана и России. Различные группировки повстанцев поддерживает Турция и суннитские государства Персидского залива. Соединенные Штаты Америки также выступают за повстанцев, но хотят заключения мирного соглашения. При этом каждая из стран отстаивает в Сирии свои интересы.

Надо ждать, что главы каждого из этих государств, а возможно также, руководители Великобритании и Франции выступят со страстными, но противоречивыми призывами по поводу того, как положить конец сирийскому кризису. Многие из этих глав государств будут утверждать, что выступают от имени сирийского народа, потери среди которого за время войны составили 100000 человек, а 6 миллионов с началом боевых действий оказались в числе перемещенных лиц.

6. Российская дилемма с сирийским химическим оружием

Российское выступление на сессии Генассамблеи может оказаться самым нескладным. Москва продолжает утверждать, что проведенное 21 августа в Сирии нападение с применением химического оружия — это дело рук повстанцев, которых поддерживает Запад, хотя ООН в своем последнем докладе официально не возложила вину за это преступление ни на кого, но косвенно указала на причастность режима Асада.

Также по теме: США и Россия договорились о химическом разоружении Сирии

Интересно посмотреть, уйдет ли Россия в глухую словесную оборону с изрядной долей лицемерия, отстаивая линию Асада, или попытается закрепиться на лидирующих международных позициях, которые она захватила в этом месяце, выдвинув предложение о химическом оружии и продемонстрировав более взвешенный подход.

7. Хит сезона: президент Судана


Международный уголовный суд объявил в розыск суданского президента Омара аль-Башира за совершенные им военные преступления, включая геноцид. Но он долгие годы избегает ареста, посещая только дружественные страны и те государства, которые не подписывали уставные документы этого суда. Таким образом, Башир не бывает на таких мероприятиях как сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Президент Судана Омар аль-Башир


Поэтому недавно он удивил всех, когда запросил в США визу, чтобы приехать в Нью-Йорк на Генассамблею. Он станет первым главой государства, участвующим в работе сессии в момент, когда действует ордер на его арест. Соединенные Штаты оказались в непростой ситуации. Чиновники из администрации Обамы осудили планы Башира приехать в Нью-Йорк. Но им будет ужасно неловко отказывать ему в визе, учитывая то, что сами США упорно не хотят подписывать уставные документы Международного уголовного суда. Будет интересно посмотреть, получит ли Башир разрешение на приезд, как он будет себя вести в случае получения визы, и что может произойти, если разрешение ему не дадут. Не осудит ли кто-нибудь из союзников Башира Америку прямо с трибуны ООН?

8. Бразилия и другие страны могут выступить с нападками на США из-за слежки АНБ

Президент Бразилии Дилма Русеф, которая откроет во вторник сессию Генеральной Ассамблеи ООН, на прошлой неделе стала героиней газетных заголовков, отказавшись от участия в государственном обеде с Обамой из-за шпионской деятельности АНБ в Бразилии. Лидеры других стран, которые обычно находятся в близких отношениях с США, и особенно руководители Германии, выступили с аналогичными открытыми возражениями против американских программ слежки.

Русеф и прочие главы государств могут в своих выступлениях поднять вопрос об американском шпионаже, а могут и промолчать. Так или иначе, отношение к Обаме будет прохладнее, чем обычно.