Если произнести «президентская кампания Милоша Земана», тут же раздастся эхо – Look! Oil! Эта шутка во время выборов президента намекала на то, что за не вполне прозрачным финансированием предвыборной деятельности Милоша Земана могут стоять деньги российского нефтяного гиганта - компании «Лукойл». И здесь прослеживалась очень простая связь. Все режиссировали Мирослав Шлоуф (Miroslav Šlouf) и его серьезный соратник Мартин Нейедлы (Martin Nejedlý) - совладелец дочерней компании Лукойла в Чехии, использующей преимущества офисов Шлоуфа в центре Праги.
Были и вполне приличные косвенные доказательства. Компания Нейедлы получила от правительства Мирека Тополанека (Mirеk Topolánеk) выгодный договор на поставки авиационного топлива для пражского аэропорта, тогда называвшегося «Рузыне». «С Тополанеком обо всем договорился Марек Далик (Marek Dalík)», - спорили СМИ, ссылаясь на дружеские отношения двух крупных политических лоббистов и на их умение продвигать большие сделки у своих начальников.
Конечно, не исключено, что Мирослаф Шлоуф своему другу Нейедлы помог с рузыньскими поставками. С Мареком Даликем они встречались, и Далик не скрывал своего уважительного отношения к некогда главному советнику премьера Милоша Земана. Только вот последний бой за влияние на Земана проходил в другом месте, и там стратег Шлоув тянул за короткий конец каната. Гораздо более серьезные контакты в России были у некогда полковника коммунистической армии Зденека Збытека (Zdeněk Zbytek). И он этого и не скрывал.
Збытек основал «Клуб Россия» (Klub Ruskо) - союз, который являлся и до сих пор является крупнейшим пропагандистом российских инвестиций в Чехии. Союз проводил семинары и встречи, в которых регулярно принимал участие Милош Земан. Збытек постоянно приглашал нынешнего президента и на встречи «Мирового общественного форума» на греческом Родосе. Под всеобъемлющим названием скрывалась российская лоббистская компания, связанная с президентом Путиным и с российскими спецслужбами.
Как становится ясно сегодня, эта деятельность для Милоша Земана была гораздо важнее способности Мирослава Шлоуфа продвигать выгодные сделки для своего друга Нейедлы (или же для российского Лукойла). Это в итоге понял и сам Нейедлы, который теперь в борьбе за кресло в парламенте ради своего друга не произнес ни слова. То есть Шлоуф - это своего рода вторая чешская лига, использующая возможности благоприятного стечения обстоятельств в политике для заключения выгодных контрактов.
У «Мирового общественного центра» и у «Клуба Россия» гораздо больше возможностей продвигать контракты. Шлоуфу такое и не снилось. Об этих сделках или инвестициях принимать решения в России будут люди непосредственно из окружения Путина и из его спецслужб. И это совершенно другая игра. Такую партию не может разыграть бывший коммунальный коммунистический аппаратчик.
Но не будем заблуждаться. Шлоуф заканчивает карьеру не из-за того, что он в глазах президента Милоша Земана или нового руководства его партии как-то дискредитировал себя своими прошлыми лоббистскими попытками. Он уходит и не из-за того, что кто-то из партии SPOZ считает, что имя Шлоуфа перед выборами может навредить партии. Шлоуфа вычеркнули из списка кандидатов от партии из-за того, что его связей в России Милошу Земану просто мало.