Перед ноябрьским саммитом Восточного партнерства Россия решила усилить свою активность в отношении государств, которым «грозит» европейская интеграция, опасаясь снижения своего влияния на регионы Восточной Европы и Южного Кавказа. Чувствуя дыхание Европейского союза на своем затылке, Россия извлекла из кармана один из своих самых мощных инструментов давления – экономические санкции.
Недавно принятая резолюция Европейского парламента показывает, что агрессивные меры России только объединяют страны-члены ЕС в деле восточной политики и еще больше мобилизуют их на активные действия. Москва, пытаясь сбить страны, охваченные программой Восточного партнерства, с выбранного курса, в большинстве случаев упрощает им задачи.
Российское эмбарго на евроинтеграцию
Во время июльских празднований 1025-летия крещения Киевской Руси потерпела фиаско миссия президента России Владимира Путина, который пытался затащить Украину в Таможенный союз. После этого главный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявил, что украинский шоколад Roshen является канцерогенным, поэтому его нельзя импортировать.
А уже в августе Россия на некоторое время заблокировала экспорт украинских товаров путем особых проверок на границе. Советник Путина по экономическим вопросам Сергей Глазьев объяснил это подготовкой к новым процедурам, которые вступят в силу после того, как Украина подпишет Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом на саммите в Вильнюсе.
Однако не только Украина подверглась экономическому давлению. Например, из Молдавии в Россию запретили ввоз одного из самых популярных молдавских экспортных товаров, то есть вина. На этот раз Онищенко пояснил, что оно не соответствует стандартам качества в России. Возобновление импорта может иметь место только тогда, когда будут сделаны «определенные шаги». Какие? Он не объяснил, но, вероятно, ответ дал вице-премьер России Дмитрий Рогозин, который сказал, что если Кишинев не свернет с европейского курса, то может рассчитывать на рост цены на газ. Кроме того он пояснил, что евроинтеграция является опасным процессом и Молдавия не извлечет из нее пользы.
Между тем, президент сильно зависимой от России Армении Серж Саргсян во время визита в Кремль заявил, что его страна желает вступить в Таможенный союз. Хотя это еще не факт, впрочем, как и заявление премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили, который также не исключает смены курса, «если это будет в интересах Грузии». Но можно предположить, что такие заявления зацепили союзных политиков.
Депутаты Европарламента: позволим им самим выбирать направление интеграции
28-29 ноября в Вильнюсе состоится саммит, который станет важнейшим событием восточной политики Европейского Союза со времени начала программы Восточного партнерства. Поражение было бы удивительно болезненным, и программа потеряла бы остатки своего престижа. Поэтому институты ЕС отреагировали на удивление оперативно.
В середине сентября депутаты Европарламента приняли резолюцию, осуждающую давление России на страны Восточного партнерства: «Больше, чем когда-либо, нужно обратить внимание на тревожное давление на регион Восточного партнерства ЕС и на саму программу Восточного партнерства, которую Россия в процессе работы ставит под сомнение и оспаривает», – провозглашают евродепутаты. Далее в тексте содержится призыв к России прекратить действия, направленные на препятствование интеграции стран Восточной Европы и Южного Кавказа с Европейским Союзом. Депутаты отмечают, что вмешательство во внутренние дела является нарушением международного права, и подчеркивают, что интеграция с союзными структурами не противоречит сохранению добрососедских отношений. По их словам, фактически этот процесс – в интересах России, поскольку реформы будут «способствовать(...) расширению зоны стабильности, процветания и сотрудничества на ее границах, (...) ЕС, по-прежнему призывает Россию через конструктивный подход к Восточному партнерству внести
свой вклад в этот процесс».
Россия против России
Реакция Европарламента показывает, что Россия пытается силой убедить страны Восточного партнерства отказаться от европейской интеграции. На самом деле она только упрощает им задачу. Европейский союз теперь уже не будет столь же строго смотреть на недостатки в реформировании институтов в странах Восточного партнерства. Если раньше кто-то из стран-членов ЕС не был уверен, стоит ли, например, подписывать Соглашение об ассоциации с Украиной, то теперь российская страшилка помогла быстро забыть об этих сомнениях. Поэтому, вероятно, во время визита на Украину накануне саммита в Вильнюсе еврокомиссар по вопросам расширения и Европейской политики соседства Штефан Фюле не будет столь резким в оценках украинского прогресса в реформировании государства, каким он был еще совсем недавно.
Россия, прибегая к экономическому и политическому давлению, использовала практически все свои ресурсы в кампании против евроинтеграции. Остались разве что военные средства, но сегодняшняя Россия даже не то, что была в 2008 году, когда решилась вторгнуться в Грузию. Сейчас на ее плечах – гораздо больше проблем, в частности, несмотря на некоторое ослабление, еще горячей остается ситуации в Сирии, напряженные отношения с Соединенными Штатами и многочисленные внутренние дела, среди которых стоит упомянуть недавние наводнения или подготовку к Зимней Олимпиаде в Сочи.
Не стоит забывать также о том, что, если российские санкции в отношении Украины кого-то и затрагивают, то прежде всего это жителеине тех регионов, где евроинтеграция обладает большой популярностью, а тех, где она самая низкая. Таким образом, «торговые войны» однозначно не меняют убеждения этой первой группы, а вот второй – весьма вероятно. Таким образом, Россия, пытаясь нанести вред ассоциации с Европейским Союзом, на самом деле отбивает желание украинцев идти в Таможенный союз.
Еще придет время давления
Как справедливо отмечает редактор «Украинского журнала» Петр Андрусечко, то, что будет подписано соглашение об ассоциации, конечно, не означает, что давление со стороны России прекратится. Наиболее очевидной целью выглядят президентские выборы на Украине, которые состоятся уже в 2015 году. Виктор Янукович не выполнил возложенных на него надежд, не стал «человеком Кремля». Поэтому Россия вновь попытается «продвинуть» своего кандидата на Банковую. В конце концов, проигранная битва за направление интеграции не означает проигранную войну.