Борьба среди команд разработчиков технологий самоуправляемых автомобилей набирает обороты. Стимулом к конкуренции стал приход в эту сферу сторонней компании Google, которая приступила к разработкам подобной системы три года назад, а в прошлом году приступила к испытаниям на общественных трассах.
Крупнейшие автоконцерны не могли остаться в стороне, и немецкая компания Daimler представила свою версию самоуправляемого автомобиля на недавней автовыставке. Человеку не требуется прикасаться к рулю даже пальцем: машина сама считывает расположение поворотов и светофоров, она разберется со скоростями и управлением, легко преодолеет даже лабиринт из узкий городских улочек.
Среди японских производителей компания Nissan Motors заявила, что планирует начать применение технологии самоуправления до 2020 года. В октябре в Токио пройдет всемирная конференция по Интеллектуальной транспортной системе (ITS), а в ноябре состоитсяТокийский автосалон. На этих мероприятиях компании одна за другой будут представлять свои экспериментальные машины и новейшие технологии.
Самое важный аспект в вопросе самоуправления автомобиля заключается в повышении безопасности. Технология сенсорного распознавания дороги даже на затемненных участках, механизм автоматического торможения с более быстрой реакцией, чем у человека, в условиях непредвиденной опасности – все эти вещи не так сложно воплотить в жизнь.
Если человек не берется за руль, то можно будет допустить вождение в нетрезвом виде. Будут исключены и случаи страшных катастроф в результате ошибок в управлении и безответственного вождения.
Преимуществом, связанным с экономией энергии и решением проблемы пробок, может стать и контроль бессмысленных ускорений и торможений, к которым склонны люди.
Конечно, еще остается много нерешенных задач. Необходимые технологии уже появились, но теперь требуется связать их все вместе для того, чтобы заставить автомобиль двигаться плавно и естественно и выпустить его на реальные дороги.
В Японии по сравнению с США система тестирования экспериментальных авто на общественных трассах является запутанной, поэтому правила необходимо пересмотреть как можно быстрее. Также необходимо прояснить правовую сторону вопроса, решив, кто будет нести ответственность в случае аварии во время автоуправления.
Японские предприятия должны с вниманием относиться к мировым разработкам, чтобы не попасть в ловушку «Галапагосского синдрома» (термин японского происхождения, означающий изолированное развитие мировых технологий, по аналогии с Галапагосскими островами – прим. пер.). Какие бы высокие стандарты ни задали японские инженеры, они только отрицательно повлияют на конкурентоспособность продукта, если будут идти вразрез с мировыми тенденциями.
Необходимо настроиться на мировую волну и быть достаточно гибкими, чтобы объединить усилия с игроками из других областей, такими как Google.
Гонка разработчиков технологий автоуправления, которые сделают машины безопасными и экологичными, имеет настолько важное стратегическое значение, что ее результаты могут повлиять на изменения в расстановке сил в автомобильной промышленности XXI века. Кроме того, система автоуправления является огромным подспорьем для пожилых людей, которые потеряли уверенность в вождении, поэтому для Японии с ее стареющим обществом такая технология просто необходима. Будем надеяться на усилия японских производителей.