Учения «Запад-2013», в ходе которых армии России и Белоруссии подготавливаются к нападению на страны Балтии, - это плохой знак. Уклон таких военных учений ни о чем хорошем не свидетельствует, поскольку означает лишь то, что две соседние с нами страны настроены недружественно, потому что в противном случае для тренировок солдат не была бы выдвинута такая цель.
Здесь уместно вспомнить учения российской армии на Кавказе, которые позже в 2008 году завершились вторжением в Грузию. Это означает также то, что НАТО крайне не везет с убеждением Москвы, или же она просто принципиально отказывается соглашаться со словами руководства альянса о том, что у НАТО нет агрессивных целей по отношению к России.
В государствах Балтии до сих пор не проходили такие военные тренировки альянса, на которых отрабатывалось бы нападение на Россию. Нет необходимости в доступе к секретам альянса, чтобы понять, что выбирать такое название учений запрещает элементарный язык дипломатической вежливости. Если Москва от такого языка отказывается, то для этого можно найти только одно негативное объяснение: на уровне власти российского государства главным врагом считаются три государства Балтии. И еще Польша, столицу которой во время учений «Запад-2013» предусматривается проверить ядерной атакой. В этой связи неудивительно, что в некоторых опросах Балтия упоминается среди главных врагов России.
Опыт Грузии следует считать полезным, несмотря на разный статус этой страны и государств Балтии с точка зрения участия в НАТО и в ЕС. По-прежнему актуален вопрос: не действовал ли грузинский руководитель Михаил Саакашвили в 2008 году необдуманно, дав Москве возможность втянуть себя в ловушку тщательно подготовленной провокации, что сейчас позволяет поддерживать в силе версию об агрессии Грузии. Как мы видим, подготовительные работы русских к военному вторжению фактически проскользнули мимо международной общественности. Наверное, Тбилиси мог намного активнее рассказывать об этом миру. В августе 2008 года у руководства Грузии фактически не было планов, как действовать в случае наступления такого кризиса. Два примера: жители не знали о том, что нужно делать, не было надлежащей коммуникации между представителями центральной и региональной власти. Военное вторжение выявило также много недостатков в вооруженных силах Грузии.
Руководство вооруженных сил Латвии и других союзников тщательно оценило грузинские «события», посчитав их полезным уроком. В самой России было достаточно критики в адрес своих вооруженных сил во время короткой войны. В Грузию они входили тяжело и медленно. По всей вероятности, извлекшая урок российская армия учится быть более мобильной. Один из примеров - создание вертолетной базы в непосредственной близости от границы с Латвией. Думается, Артис Пабрикс (министр обороны Латвии - прим. пер.) был прав, указав на необходимость пересмотра планов обороны Латвии.