Президент России Путин «сорвал джек-пот» во внешней политике. Своим компромиссным предложением по решению сирийской проблемы - головной боли для всего международного сообщества - Путин смог на время ослабить напряженность, царившую между странами по этому вопросу. Химическое оружие, которым располагает Сирия, будет передано под международный контроль, и до середины следующего года оно будет полностью утилизировано. На таких условиях было достигнуто согласие Америки, Европы и Сирии.
Лавировать между интересами стран международного сообщества
За счет своей инициативы с правым уклоном во внешней политике Путин добился двойного эффекта.
Во-первых, он, по крайней мере на данном этапе, остановил вторжение американских войск в Сирию. Хотя это было сделано прежде всего в интересах самой России. В последние годы народные движения «цветных революций» и «арабской весны», напрямую или косвенно получавшие поддержку от иностранных государств, приводили к политическим переворотам и свержениям действующих властей. Может ли подобное произойти и в России? Этот вопрос является крайне болезненным для Путина, который пережил падение Берлинской стены, последовавшее снятие железного занавеса и демократизацию, распад Советского Союза.
Из своих эгоистичных мотивов Путин и исходил в противостоянии интервенции США в Сирию. Это было хорошо известно в мировом сообществе, поэтому позиции самого Путина начали ухудшаться. Однако как раз в такой момент он додумался до предложения, которое могло привлечь все стороны: остановить применение военной силы США в обмен на уничтожение химического оружия режимом Асада.
Читайте также: Бояться Сирии надо России, а не Америке
Продуманный ход Путина нужно оценить по достоинству. Потому что внимание всех тут же переключилось на это чудесное событие - от необходимости карательной атаки США и Франции, осуждавших вероломное применение химического оружия режимом Асада, к вопросу утилизации этого оружия правительством.
Россия успешно восстановила свой имидж ключевого игрока на мировой арене - в этом заключается второй эффект. Россия, как я утверждаю в своих статьях, медленно, но верно идет по пути упадка. Все удивились именно тому, что Россия обозначила свое присутствие и неожиданно заняла сильную позицию.
Пропутинская молодежная организация «Наши» уже вовсю говорит об оптимальной кандидатуре Путина для выдвижения на Нобелевскую премию мира в этом году. Американский журнал Times посвятил свой номер от 16 сентября президенту Путину. Для самого президента это является вторым крупнейшим достижением в международной политике после его «золотого периода» в декабре 2007 года.
Недоверие к двойным стандартам, которыми пользуется Россия
В чем же причина такого успешного «возрождения из пепла» Путина? Консервативная позиция стран Запада и ответный ход Путина, который смог умело воспользоваться замешательством, наверное, в этом и есть ключ к пониманию произошедшего.
Американские граждане до сих пор испытывают комплекс из-за того, что в Ираке не было найдено оружие массового уничтожения, наличие которого было главным обоснованием правительства Буша для начала войны в Ираке. Великобритания и Франция впали в схожую настороженность по отношению к войне, поэтому пребывали в нерешительности по поводу необходимости военного вторжения в Сирию.
Видимо, под влиянием таких условий и настроений президент Обама не решился взять решение на себя и уклончиво обратился к Конгрессу за согласованием. На переговорах между госсекретарем США Кэрри и министром иностранных дел России Лавровым обе стороны посчитали уничтожение химического оружия центральной задачей по Сирии и пришли к рамочному соглашению по утилизации.
Медведь, притворившись спящим, вмиг набрасывается на неопытную дичь, попытавшуюся прошмыгнуть у него под носом. Путин, почувствовавший слабость США, молниеносно развернул шахматную доску и изменил ход игры в свою пользу.
Также по теме: Западу нельзя отказываться от ударов по Сирии
Быстрый ход Путина можно назвать мастерской игрой, однако не исключена вероятность того, что в итоге такой расклад может обернуться не в пользу России.
Первая причина в том, что среди общественности сильно недоверие по отношению к двойным стандартам, так часто применяющимся во внешней политике России. В своей статье в американской газете New York Times Путин предупреждал о возможности «военного вмешательства США во внутреннюю политику другой страны», но при этом сама Россия эгоистично забывает о своем военном вторжении в Грузию и Абхазскую республику летом 2008 года.
Возможно, все окончится нарушением правил
Во-вторых, рамочное соглашение между США и Россией является таковым только внешне, на самом же деле каждая страна преследует свои цели. Россия и Сирия договорились об уничтожении химического оружия в качестве единственно возможного способа избежать военного вмешательства США. Однако США заявляет о том, что допускает военное вторжение, в случае если условия по разоружению не будут выполнены. Противостояние между странами продолжается, и можно с большой вероятностью ожидать обострения отношений.
В третьих, невозможно предсказать, как поведут себя антиправительственные силы в Сирии. Они продолжают настаивать на том, что 21 августа правительство применило газ зарин, а игнорирование убийства более 1000 сирийских граждан ставит под вопрос соглашение об утилизации химического оружия. Но даже при этом сложно представить, что они объединят свои усилия с исламскими экстремистами, такими как международная террористическая организация Аль-Каида, которая тоже занимает антиправительственную позицию.
При любом раскладе в случае, если не все будет идти гладко с достигнутым соглашением, все вопросы, видимо, будут направлены к тому, кто это предложение вынес. И в результате может случиться так, что, казалось бы, прекрасная подача Путина окажется фолом.
Автор – заслуженный профессор Университета