Детишкам из третьего класса государственной средней школы «Роселья» (Rosella) нравится слушать пение птиц и шум морского прибоя, уханье сов и звук дождя. Им также по душе музыка (но только не громкая) и шелест листьев на деревьях. Эти девочки и мальчики 8 - 9 лет не любят шума мотоциклов и строек а также музыку на полную мощность. Им также не нравится лай собак, гудки автомобилей, хлопанье дверей, крики и барабанная дробь. Они прекрасно понимают, что такое шум: «неприятный звук», «то, что сильно раздражает», «как стресс для головы», «делает больно ушам» - поясняют они.
26 и 27 учеников двух третьих классов могут почти час принимать участие в каком-нибудь мероприятии, не прерываясь и не повышая голоса, в том числе когда они говорят между собой. По завершении занятий тишина не взрывается криками. Школьники встают, аккуратно ставят свои стулья на столы, одевают рюкзаки и вежливо прощаются со своими учительницами. И это происходит не где-нибудь в Финляндии, Швеции или одной из северных стран, где люди более выдержанные и не прерывают друг друга. Школа «Роселья» находится в Виладекаваллс (Viladecavalls), провинция Баселоны. Чтобы отбросить всякие сомнения, достаточно взглянуть в окно и увидеть очертания горы Монсеррат под безоблачным небом.
«Роселья» стала первой школой, поставившей вопрос борьбы с шумом в свою учебную программу. С этой инициативой выступила учительница Сеска Родригес-Ариас (Cesca Rodríguez-Arias), которая, прочитав, что Испания является второй страной в Европе по уровню шума, решила предпринять конкретные шаги для борьбы с ним. Сеска работает учительницей почти 35 лет, и она пришла к выводу, что дети, бесспорно, «становятся все более шумными, и дело даже не в том, что шум им уже не мешает, тон голоса у них стал выше», отмечает она. По мнению педагога, повышение громкости голоса напрямую связано со стрессами и акселерацией, делающих детей все более нервными. «А дети, когда нервничают, больше кричат и утрачивают внимание», - говорит Сеска.
Сеска Родригес-Ариас начала осуществлять свою программу по борьбе с шумом пять лет тому назад. «Меня всегда интересовала размеренность, когда я узнала, что мы очень шумная страна, то решила, что этим надо заняться на уровне преподавания», отмечает преподаватель. «Роселья входит в программу «Зеленые школы» (d’Escoles Verdes) правительства Каталонии. Исходя из того, что шум также загрязняет окружающую среду, то вполне логичным было включить этот вопрос в учебную программу. «К счастью, школа оказала мне значительную поддержку, - подчеркивает Сеска, - потому что в вопросе борьбы с шумом существует много непонимания».
Так, 24 апреля (Международный день борьбы с шумом) 2008 года Сеска начала говорить со своими учениками о звуке, шуме и его отрицательном влиянии на здоровье. С тех пор ежегодно в этот день проводится мероприятие, посвященное этому вопросу, однако, как поясняет Сеска, дело на этом не остановилось: «Работа по борьбе с шумом ведется в течение всего года и тесно связана с целым рядом привычек, таких как внимательное отношение, умение вести разговор, уважение и пребывание в школе». Педагогическая работа включает в себя информирование, осмысление и требование: все эти три фактора нашли свое отражение в блоге, который ведет Сеска (Blocs.xtec.cat/sosoroll), а также в различных инициативах. В частности класс Сески обратился в городскую мэрию с просьбой сделать пластиковые насадки для ножек столов и стульев, чтобы избежать скрежета, который они издают всякий раз, когда их передвигают.
Работа преподавательницы находит свое отражение и в знаниях детей, которые в том числе умеют отличать звук («то, что несет в себе положительную информацию») от шума («неприятный звук»). Они также знают, насколько важна тишина для учебного процесса, для чего нужен монохорд и с какого уровня децибелы причиняют вред. Для этого в аудиториях установлены специальные аппараты в форме огромного уха, увешанного индикаторными лампочками, которые загораются при превышении допустимого уровня звука (от 55 до 60 децибел), рекомендованного при проведении занятий. Аппарат (в других странах он уже давно используется в школах, хотя и имеет форму светофора) – тоже инициатива Сески: «Он помогает нам глубже осознать проблему и лучше следить за шумом, который мы можем создать. У нас их уже двенадцать в учебных помещениях для учеников начальных классов и один для дошкольников».
Родригес-Ариас говорит размеренно и мягко. Она относится к числу тех людей, для которых глагола «кричать» не существует. И все же за этим внешним спокойствием чувствуется решимость, благодаря которой и удалось создать этот оазис спокойной речи в окрестностях горы Монсеррат. А этот оазис действительно необходим, поскольку эксперты ВОЗ предупреждают, что у детей, подверженных регулярному воздействию шума, «отмечается дисфункции внимания, памяти, сложности при решении задач и обучении чтению». Из этого можно сделать вывод, что школам следует уделять особое внимание проблеме шума, хотя, как указывается в докладе «Комплексная безопасность в заведениях обязательного образования Испании», это далеко от действительности.
Авторы доклада, опубликованного в 2012 году и подготовленного по инициативе Фонда Mapfre группой сотрудников отдела Автономного университета Барселоны, изучающих риски в образовательной среде (Edurisc), обследовали 300 учебных заведений и пришли к выводу, что испанские школы удовлетворяют требованиям безопасности, чистоты, порядка и охраны здоровья, но недостаточно борются с шумом. В 60% обследованных школ вообще не принималось каких-либо мер по борьбе с шумом.
Если при проектировании школьных зданий должны учитываться основные требования защиты от шума, то нормативные акты, регулирующие учебный процесс, никаких конкретных указаний по этому поводу не содержат. Похоже, что проблема шума и его воздействия на учащихся и на окружающую среду не очень-то заботит наших чиновников от образования. И это, как считает Хоакин Гайрин (Joaquín Gairín), координатор исследовательских работ и заведующий кафедрой Прикладной педагогики в Автономном университете Барселоны, большая ошибка, поскольку «шумы создают помехи учебному процессу: они могут ослаблять внимание и, несомненно, мешают чтению. Степень этого воздействия тем выше, чем меньше возраст школьника, потому что у него недостаточно возможностей для преодоления тех пробелов, которые создает шум при общении».
Шум в классе мешает и учителю, который вынужден повышать голос, повторять по несколько раз одно и то же, что повышает усталость и раздражительность. Самочувствие учителей стало еще одной из причин, по которым руководство школы «Роселья» поддержало инициативу Сески Родригес. Заведующая учебной частью Анхельс Торрес (Àngels Torres) считает, что это было правильное решение: «Занятия в спокойной обстановке - это залог успеха». И это дало свои плоды. После пяти лет работы Торрес отмечает, что в уровень шума в классах значительно снизился: «У Сески, конечно, дети замечательные, но и у других учителей они тоже весьма сознательные. В особенности когда на муляже уха загораются индикаторные огоньки. Осталось преодолеть шум в коридорах и столовой».
Шум в столовой представляет собой проблему и для барселонской школы Пау Касалс (Pau Casals). Построенная в 70-х годах, она отлично оборудована, но при разработке проекта здания была допущена ошибка. Столовая размещена в центральной части здания, под достаточно высоким куполом, покрытым кровельным железом, в результате чего звук многократно усиливается. То есть, когда здесь ежедневно собираются чуть более 100 мальчиков и девочек, то шум становится просто невыносимым.
«В нашей школе даже малейший шум создает проблему», - говорит ее директор Льюиса Льенас (Lluïsa Llenas). Когда она заняла эту должность семь лет тому назад, то обратилась в Учебный совет с просьбой измерить уровень шума (с подобным запросом может обратиться любая школа). Хотя чиновники и признали, что проблема существует, но их рекомендации свелись к советам вроде установить предметов из звукопоглощающих материалов, сделать специальные наклейки на ножки столов и стульев (что и так уже было сделано) и заменить стеклянную посуду на пластмассовую. «А что действительно дало бы ощутимый результат, это покрытие потолка специальным звукоизолирующим материалом», - говорит Льенас.
Параллельно ведется напряженная педагогическая работа, чтобы приучить детей разговаривать тихо. Как и в школе «Роселья», дети здесь сначала поднимают руку, чтобы что-то попросить. Они понимают, что говорить надо умеренным тоном. Воздерживаются от крика и классные руководительницы. Когда они чувствуют, что дети начинают говорить слишком громко, то трясут бутылку, наполненную рисом в качестве предупреждения. «Поддерживать тишину очень непросто, но это такой вопрос, который мы постоянно должны держать в центре внимания. В противном случае, мы все оглохнем», - говорит заведующая столовой Лаура Брито (Laura Brito).
И она права. По мере того, как в столовую приходит все больше ребят, шум нарастает, и монохорд приближается к отметке в 80 децибел, а предельное значение прибора - 90. ВОЗ считает 70 децибел (шум пылесоса) предельно допустимым уровнем. Временные недомогания, как, например, слуховая усталость, начинают проявляться при уровне шума в 80 децибел, а 90 уже могут вызвать необратимые повреждения слуха, которые будут тем тяжелее, чем дольше времени человек подвержен воздействию шума и чем выше его индивидуальная чувствительность.
«Ряд исследований указывает на то, что воздействие шума в детстве вызывает нарушения, которые в зрелом возрасте обостряются. Глухота закладывается в детстве. Мы можем это проверить на тех, кому от 30 до 40 лет. Восприятие их слуха на высоких частотах (именно они в первую очередь страдают от шума) значительно снижается», - эти красноречивые данные приводит Хесус Родриге Хорхе (Jesús Rodríguez Jorge), заведующий отделом отоларингологии барселонской больницы Sant Joan de Déu. Он проработал почти 20 лет в Германии. Будучи испанцем, он не перестает испытывать шок от некоторых национальных привычек, в результате которых на детей буквально обрушивается децибел. Как во время народных гуляний, так и в ходе школьных мероприятий динамики в течение часов весело надрываются от музыки, и никто за этим не следит. «Хотя самое ужасное - это фейерверки, особенно в Валенсии. Там они просто опасны. От их хлопков можно оглохнуть», - считает врач. По его мнению, инициативы, подобные тем, что выдвинула школа «Роселья», должны получить всемерную поддержку и найти свое воплощение также в других учебных заведениях. «Необходимо срочно начать кампании по разъяснению вредных последствий, оказываемых шумом на детей, как это делают в Германии. У нас выделяют деньги на реабилитацию глухих детей, но не уделяют внимания профилактическим мерам, а они очень важны», - отмечает специалист.
А между тем в столовой школы Пау Касалс как напоминание раздался звук бутылки, наполненная рисом, и шум убавился. В конце обеда наиболее тихий и спокойный стол получает призовой балл. В этой столовой культуре разговора уделяется не меньшее внимание, чем правилам приличия за столом. «Главная задача заключается в том, чтобы научить детей есть без шума, - рассказывает Лаура Брито. - Я многие годы проработала в школьных столовых и могу заверить, что эта проблема присутствует везде». Как и в школе «Роселья», здесь борьба с шумом ведется также в коридорах и учебных классах. «В школе крайне важно поддерживать спокойствие, потому что шум вызывает стресс у детей», - подытоживает Льюиса Льенас.
Следить за уровнем шума в аудиториях и местах общего пользования было бы достаточно эффективным и не очень дорогим способом поддержания тишины. Но образовательная политика идет другим путем. В соответствии с последними законами в области образования, увеличивающими количество учеников в группах, поддерживать тишину станет сложнее. «Если учебные группы будут более многочисленными, это значительно повлияет на уровень шума», - предупреждает Анхельс Торрес.
Хоакин Гайрин знает, что наши органы управления образованием пытаются положить эту проблему под сукно: «Общая тенденция заключается в бездействии, исходя из ложных посылов о том, что мы сможем выжить и при высоких уровнях шума. А раз так, то можно и не выделять средств на улучшение акустических свойств классных комнат». Таким образом, пока наше образование развивается в атмосфере шума, в других странах с отличными образовательными системами проблема шума находится под пристальным контролем. Например, в Финляндии, где образование можно считать образцовым, даже в школьных столовых установлены светофоры, отображающие уровень шума в децибелах.
В учебном классе. В нормативных актах, действующих в Испании и Каталонии, не указано конкретное число децибел, допустимое в школьных классах. На светофорах шума в Германии желтый свет зажигается при превышении 65 децибел, а после 80 включается красный. ВОЗ считает, что уровень шума в 35 децибел «обеспечивает хорошие условия образования и усвоения материала».
Дома. Воспитывать уважение к тишине - не только задача школы. Дома необходимо избегать постоянно работающего телевизора. Включенная на полную громкость музыка осложняет отношения не только с соседями, но и внутри семьи. Еще одним источником шума являются игрушки. Многие из них превышают опасный уровень в 85 децибел. Всегда необходимо удостовериться, стоит ли на них маркировка CE, удостоверяющая, что изделие соответствует стандартам Евросоюза. Наушники также должны иметь ограничители звука на уровне 85 децибел.
Во время игр. Здесь тоже нет специально разработанного нормативного акта, ограничивающего уровень шума в ходе детских мероприятий. Евросоюз устанавливает предельно допустимый уровень в 85-87 децибел (что, как считает доктор Родригес, «уже само по себе много»). Рекомендуется использовать аппараты с ограничителями звука. Утверждения вроде «ничего страшного, это ненадолго» не годятся. Повреждения слуха в результате шума соразмерны его интенсивности и длительности воздействия.