Власти Молдавии отозвали решение о передаче Кишиневского аэропорта в концессию России. Это был ответ Кишинева на эмбарго, наложенное Россией на молдавское вино в качестве «кнута» за процесс ассоциации Молдавии с ЕС.
Три из шести стран, намеревавшихся подписать соглашение об ассоциации с ЕС – Украина, Грузия и Молдавия – устояли под давлением России. В случае с Белоруссией и Азербайджаном обстоятельства несколько иные. Фактически, только Армения не выдержала давления.
Армения отличается от этих стран наличием проблем с безопасностью – Аацахской проблемы. У Молдавии таких вопросов нет, ведь Приднестровье не сравнить с Карабахом. То же самое с Крымом для Украины и Абхазией для Грузии.
Многие говорят, что ценой противостояния Грузии России стали Абхазия и Южная Осетия. И предупреждают, что Армения в случае сопротивления России, может потерять Карабах.
Но Грузия потеряла Абхазию и Южную Осетию задолго до того, как Саакашвили приступил к политике вывода страны из российской зоны влияния. Грузия потеряла эти регионы, потерпев поражение в войне. Так что Грузия просто сбросила с себя груз в 2008 году.
Армения одержала победу в войне за Арцах, который мы действительно можем потерять. Следовательно, уступки России кажутся оправданными. Но это явное заблуждение, как и то, что Арцах принадлежит нам, и мы вышли победителями в войне.
Если безопасность Арцаха зависит от российских мифов и шантажа, то это вовсе не безопасность. Это значит, что Арцах давно сдали России, просто Москва великодушно позволяет Армении быть местоблюстителем, пока не найдет удобное время обеспечить себе военное присутствие в Арцахе.
Например, в 2008 году, когда российские войска были на подступах к Тбилиси, Кремль счел, что настало удобное время для блицкрига в Карабахе. Медведев активизировал посреднические усилия. Россия прекрасно понимала, что одержанная над Грузией победа – ничто, пшик, скорее даже урон, чем достижение в деле сохранения влияния на Кавказе. Ситуацию мог спасти только Арцах, если бы России удалось изменить статус-кво.
Не удалось. Но Москва не потеряла надежд. Тогда это сделать не удалось из-за того, что Запад смог установить доверительные отношения с властями Армении и удержать их от капитуляции.
После этого России стало ясно, что для решения арцахского вопроса надо сначала ослабить влияние Запада в Армении. И после заявления о присоединении Армении к Таможенному союзу Москва обязательно вернется к арцахской проблеме, причем весьма вольно.
Не случайно после 3 сентября США стали проявлять активность в карабахском урегулировании. Барак Обама направил послания президентам Армении и Азербайджана с новым сопредседателем Минской группы ОБСЕ Джеймсом Уорликом, который побывал в регионе.
И в этом смысле заблуждаются те, кто утверждает, будто Россия не заставила бы Армению вступить в ТС, если бы Ереван не решил подписать соглашение об ассоциации с Европой. Политика диктата России в отношении Армении имеет историю длиннее 3,5 лет.
Если общество только сейчас стало реагировать на давление, это еще не значит, что его не было раньше. Свои стратегические активы Армения вынужденно передала России гораздо раньше. И именно с тех пор Россия строит стратегические отношения с Азербайджаном.
Ассоциация с ЕС тут не имеет значения – Россия не наказывает Армению, а последовательно продвигает свои интересы. Вопрос Армении Москва решила давно, сейчас решается вопрос Арцаха. И блеф Таможенного союза нужен России для того, чтобы решить арцахскую проблему в свою пользу.