Президент Обама сегодня провел телефонные переговоры с президентом Ирана Хассаном Роухани. Речь шла о предпринимаемых попытках достигнуть соглашения по поводу ядерной программы Ирана. Это первые прямые переговоры глав двух государств с 1979 года.
«Хотя в процессе продвижения мы явно натолкнемся на препятствия и хотя успех вовсе не гарантирован, я верю, что мы сможем прийти ко всеобъемлющему решению», — сказал американский президент в ходе неожиданного брифинга.
Обама подчеркнул важность телефонного звонка.
«Сам факт того, что это были первые прямые переговоры между американским и иранским президентом с 1979-го года подчеркивает глубокое недоверие между нашими странами, а также демонстрирует возможность преодоления этих трудностей в наших взаимоотношениях», — заявил он.
Иранское новостное агентство IRNA подтвердило информацию о телефонных переговорах и отметило, что они состоялись, когда Роухани находился в машине, двигаясь в сторону международного аэропорта им. Кеннеди. Роухани ранее прибыл в Нью-Йорк на заседание Генассамблеи ООН.
Роухани отправил множество сообщений через Twitter о своем разговоре с Обамой по пути в аэропорт, в одном из них извиняясь перед жителями Нью-Йорка за то, что они вынуждены стоять в пробках, пока он выезжает из города.
Впрочем, его первое сообщение о разговоре с Обамой таково: «Из телефонного разговора между иранским и американским президентами. @HassanRouhani: «Хорошего дня!» @BarackObama: «Спасибо, Ходахафез» («хо¬да¬ха¬фез» - это фор¬му¬ла бла¬го¬сло¬ве¬ния на фарси, до¬слов¬но озна¬ча¬ю¬щая «бла¬го¬сло¬ви те¬бя Бог» - прим.ред.).
Эти переговоры по поводу иранской ядерной программы состоялись через несколько дней после того, как иранский президент предпочел избежать встречи с Обамой лицом к лицу. Американские чиновники тогда сказали, что для иранского президента встретиться с американским и пожать ему руку было бы «слишком сложно».
Телефонные переговоры также приходятся на время, когда иранский президент продемонстрировл желание работать с Обамой даже при том, что его страна не предприняла никаких конкретных шагов для исполнения предварительных условий, чего Обама потребовал для начала переговоров по ядерному вопросу.
Иран уже давно настаивает на том, что занимаются атомными разработками для обеспечения страны электричеством, а не для создания ядерного оружия.
«Я верю, что существует основа для разрешения ситуации, – заявил Обама. – Верховный лидер Ирана издал фетву против разработки ядерного оружия. Президент Роухани указал, что Иран никогда не будет заниматься разработкой ядерного оружия. Я ясно дал понять, что мы уважаем право иранского народа на доступ к мирному атому при условии, что Иран выполнит свои обязательства. Поэтому осмысленные, прозрачные и доступные для проверки действия страны станут проверкой (намерений). Они также могут облегчить всеобъемлющие международные санкции, которые сейчас действуют в отношении Ирана».
«Я верю, что мы должны использовать дипломатические методы и что у нас есть уникальная возможность достичь прогресса с новым лидером в Тегеране. Я также сообщил президенту Роухани о моем глубоком уважении к иранскому народу», – сказал Обама.