Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
На Пике Бандеры

О чем украинские покорители вершин Кавказа говорили с Михаилом Саакашвили – «неугодным» президентом Грузии? Интервью с грузинским лидером провел альпинист Марьян Нищук

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украинские альпинисты принялись покорять очередные безымянные кавказские пики в рамках общественной программы «Герои Украины на вершинах мира». В прошлом году именно в Грузии, по согласованию грузинских властей и Федерации альпинизма Грузии, безымянный пик был назван пиком Степана Бандеры. Во время экспедиции украинские альпинисты встретились с президентом Грузии Михаилом Саакашвили.

В августе этого года в Грузию отправилась экспедиция львовского Горного клуба «Экстрем». Украинские альпинисты принялись покорять очередные безымянные кавказские пики в рамках общественной программы «Герои Украины на вершинах мира». В прошлом году именно в Грузии, по согласованию грузинских властей и Федерации альпинизма Грузии, безымянный пик был назван пиком Степана Бандеры. В этом году 11 сентября совершено первовосхождение на одну из вершин, названную пиком патриарха Украинской греко-католической церкви Андрея Шептицкого (высота 4380 м). За день до этого на вершине Степана Бандеры (названной так в прошлом году) установлен кованый крест авторства заслуженного деятеля искусств Украины Олега Боньковского. Во время экспедиции в базовом лагере «Метео», который находится под вершиной Казбека, украинские альпинисты встретились с президентом Грузии Михаилом Саакашвили, который рассказал читателям «УМ» о своем видении национальных интересов и впечатлениях от настоящего своей страны.

 

– Господин президент, недавно премьер-министр России Дмитрий Медведев публично заявил, что считает вас военным преступником. Что бы вы ответили на это?

– А что может еще сказать бывший сотрудник спецслужб? Посмотрите, они же инициировали конфликт в Абхазии и Южной Осетии, а затем называют преступниками тех, кто защищает государственную целостность. Где же здесь логика? Когда нет аргументов, остается одно – обвинять кого-то в собственных грехах. Поэтому все эти выпады в отношении меня – в стиле военной большевистской пропаганды.

 

– В ваших выступлениях, в частности перед тбилисскими студентами, вы заявляете, что Россия любой ценой пытается вас устранить с политической арены. В свое время ей это не удалось из-за начала войны, однако теперь она пытается осуществить это намерение через действующего премьера Грузии Бидзина Иванишвили, которому Путин якобы пообещал увеличить активы в бизнесе на 2 миллиарда долларов...

– Российская власть почти не изменила методы политического влияния со времен холодной войны. Она, по своей сути, постоянно в поисках внешнего врага. Но не это даже главное. Важно, что она ловко находит людей несамостоятельных, потом ими манипулирует и, наконец, делает их заложниками собственного бизнеса и собственных амбиций. Скажу по собственному опыту: бизнесмены крайне редко становятся продуктивными политиками. Они могут быть на вторых ролях или «в эпизодах», но не более. Цель же российской власти – правовое, политическое и моральное уничтожение меня как такого президента Грузии, который никогда не шел на ее колониальные требования. Хотя я всегда был готов к диалогу с Путиным, но о чем может договориться ягненок с волком?

 

– Впрочем, говорят, что и вы человек несамостоятельный. Мол, США делали на вас большие ставки.

– Политика – это не казино. Здесь все течет, все меняется. И задача политика умело использовать эту текучесть в пользу национальных интересов. Я не отрицаю, что Запад нам помогал. Но как и каким образом? Мы теперь видим результаты совместных действий: политической воли Грузии и этой помощи с Запада. По Тбилиси можно свободно ходить, не боясь быть ограбленным, как это было при Шеварднадзе. У нас один из самых низких в Европе показателей преступности против личности, один из самых низких показателей коррупции, одновременно по благоприятности развития бизнеса Грузия занимает одно из первых мест в мире. Так что моя так называемая несамостоятельность проявилась в самостоятельности Грузии (смеется)...

 

– На Украине продолжаются дискуссии относительно двуязычия. Как вы оцениваете ситуацию в Грузии по отношению к русскому языку? О себе могу сказать, что заметил, что молодежь в возрасте до 30 плохо понимает русский.

– Мы должны все рассматривать в контексте будущего Грузии. Если когда-то русский язык станет языком международного общения для всех европейских народов, китайцев, корейцев, индийцев, то невольно грузины будут вынуждены учить его. Но пока это язык, так сказать, локального значения. Если не ошибаюсь, 70% наших абитуриентов в этом году сделали свой выбор – выбирая иностранный язык для сдачи на государственных экзаменах, предпочли английский.

 

– А что бы вы посоветовали в таком случае украинцам?

– Это не просто ваш выбор сегодня, это выбор вашего будущего. Но я знаю, что кто-то пытается на Украине из-за языкового вопроса посеять раздор среди народа, расколоть его. Убедить тех, кто говорит на русском, что они – русские. Такой путь не имеет смысла. Но мы и вы хорошо знаем, кто за этим всем стоит.

 

– На Украине не только языковой вопрос является инструментом влияния на политическую ситуацию. Некоторые политики часто очень удачно используют церковный клир в своих интересах. Как по мне, то только по этой причине еще рано говорить о соборности украинских церквей. А как вы видите позицию церкви в Грузии?

– Скажу коротко: в Грузии церковь всегда была на страже своего народа, его традиций и культуры. Церковь и народ здесь едины. А относительно ее участия в политической жизни, то я лично не чувствую, чтобы грузинскую церковь мог кто-то по заказу подвергнуть воздействиям или каким-то манипуляциям.

 

– И, пожалуй, самый важный вопрос. Почему Грузии удалось?

– Самое важное то, что команда, которую я сформировал, была решительно настроена на реформы. Была политическая воля и было единое общее видение командой того, куда мы идем и куда придем. В составе команды были образованные экономисты, интеллектуалы. Молодые люди, которые прекрасно понимали все вызовы постмодерна. Конечно, были ошибки, ведь мы реформировали все отрасли экономики. Но в целом у нас все получилось, и мы сегодня видим Грузию европейской средиземноморской страной.

 

– А почему Украине не удалось?

– Конечно, Украина имела шанс. Имеет его и до сих пор. Требуется только время, чтобы те люди, которые наливают новое вино в старые бурдюки и латают старую одежду новыми заплатами, сошли с политической арены. Я надеюсь, что Украина станет полноправным членом европейского сообщества довольно скоро, возможно, даже быстрее, чем вы сами надеетесь. Ведь Европа без Украины, без украинского потенциала никогда не сможет стать самодостаточной. То же самое я хотел бы сказать и о России. Вообще я оптимист.

 

– Я внимательно наблюдаю за событиями в Грузии. Однако в последнее время вы критически высказываетесь, что экономика и социальное благополучие Грузии сегодня находится под угрозой действий нынешнего правительства.

– Показатели экономики вследствие непрофессиональных и политически мотивированных действий исполнительной власти стремительно падают. Это создает ситуацию, которая действительно угрожает национальным интересам. Все это очень серьезно. Кроме этого, усилилось давление со стороны обузданного мной криминалитета. Эти преступники себя теперь считают политическими заключенными и даже проводят сборища, как это было во Дворце спорта в мае.

 

– Есть мнение, что возглавляемая вами партия «Единое национальное движение» потерпела поражение на выборах только по причине ментальности самих грузин. Они будто бы хотят жить по старым советским правилам и одновременно в европейском благополучии и порядке. Насколько такая мысль справедлива?

– Она справедлива лишь частично. Большие средства, большие человеческие и политтехнологические ресурсы были задействованы перед выборами, и именно это стало основой того, что мы потеряли большинство. Вот и все.

 

– Меня лично удивляет осведомленность грузинской молодежи о делах в политике, в знании истории Украины. То же самое со стороны Украины: молодое поколение имеет большой пиетет по отношению к Грузии...

– Что вы имеете в виду?

 

– Прежде всего, то, что Грузия для Украины стала живым положительным примером, ориентиром того, как можно за несколько лет изменить лицо страны.

– Тогда мне остается только поблагодарить. Но мы и без того были и будем братскими народами с общей похожей историей и даже менталитетом. Украинцы такие же жизнерадостные, смышленые, творческие, как и грузины.

[...]

Справка «УМ»

Общественная программа «Герои Украины на вершинах мира» действует более 5 лет. Участники ежегодных экспедиций под руководством львовского альпиниста с 30-летним стажем Марьяна Нищука покоряют нетронутые еще вершины мира и называют их именами украинских выдающихся деятелей.

Согласно правилам международного географического общества, регистрация названий безымянных вершин должна быть юридически оформлена властями той страны, в которой расположена гора. В последние годы альпинисты покоряют вершины Кавказа. В прошлом году львовская экспедиция совершила восхождение на безымянную гору на границе Грузии и России, чтобы назвать ее именем одного из идеологов украинского национального движения Степана Бандеры. Высота этой вершины с видом на Россию, Осетию, Чечню, Ингушетию, Грузию – 4272 метра, с нее видно все высокие шпили этого региона. В следующем году активисты общественной программы намерены осваивать центральный Памир – разыскать там безымянную вершину и назвать ее именем Василия Стуса. Затем в планах – Тибет.

 

Перевел Антон Ефремов