Поляки непочтительно относятся к умершим. К такому выводу можно прийти, если послушать рассказы о том, как подло сносятся в Польше памятники благодарности Красной армии. В этом контексте, разумеется, ставится знак равенства между монументами и кладбищами. А между тем, как мы пишем в Rzeczpospolita, поляки ухаживают за местами захоронения советских солдат, и это не вызывает каких-либо дискуссий.
В чем же тогда дело? В исторической политике. Польско-российский договор от 1994 года - это реликт эпохи Варшавского договора, защищающий символическое наследие польско-советского «братства по оружию» и тем самым делающий легитимным его присутствие в общественном пространстве. Российская сторона имеет возможность ссылаться на конкретный документ, а польская - остается совершенно бессильной. Одновременно следует принимать во внимание более широкий контекст: непреодолимые в настоящий момент расхождения в оценке прошлого.
Россию можно назвать страной государственного исторического негативизма. Представители российского истеблишмента не могут принять того факта, что роль СССР во Второй мировой войне была, мягко говоря, неоднозначной. 17 сентября 1939 года Советский Союз напал на Польшу, будучи де-факто союзником Третьего рейха. Одновременно в современной России появляются законодательные инициативы, подразумевающие преследование (в том числе за пределами страны) любого рода сомнений в положительной роли Красной армии в победе над Третьим рейхом. А таким случаем можно, например, назвать заявление, что Советский Союз - хоть он, безусловно, освободил поляков из-под немецкого ярма - поработил их на своих условиях по соглашениям Ялтинской конференции.
Нельзя подводить под один знаменатель монументы благодарности Красной армии и могилы советских солдат. Первые несут в себе конкретное политическое послание, а вторые - это просто место упокоения павших, которое, само собой, подразумевает уважение к усопшим. В Польше следует ставить памятники «проклятым солдатам» (участникам антибольшевистского подполья в 1940-1950-х годах, - прим.пер.), а не тем, кто их убивал. Как сказал однажды Владимир Буковский, в России ведь не возводят памятников Наполеону.