Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Отступать некуда – позади Москва

© Фото : Fotolia, TupungatoФлаги Украины и Евросоюза
Флаги Украины и Евросоюза
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня это не лозунг панфиловцев, защищавших столицу Советского Союза. Сегодня – это меткая и точная характеристика геополитического положения Украины, которую озвучил Александр Квасьневский на очередном Ялтинском форуме.

Сегодня это не лозунг панфиловцев, защищавших столицу Советского Союза. Сегодня – это меткая и точная характеристика геополитического положения Украины, которую  озвучил Александр Квасьневский на очередном Ялтинском форуме.

В целом поводом для написания этой статьи послужило российское телевидение, вернее его сверхактивная пропаганда, которую оно развернуло против подписания  Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом.  К сожалению, за рубежом украинские каналы по спутнику скорее исключение, чем правило, поэтому на некоторое время автор этой статьи превратился в активного потребителя российского агитпропа.

Российские пиарщики активно создают мифы о негативных последствиях евроинтеграционного выбора нашей страны, на полную мощность включена информационная машина, задействованы все рычаги влияния, чтобы не допустить ассоциации с Европой. Но геополитическую игру Москвы понимают и в Киеве, и в Брюсселе. Едва ли не впервые «за» евроинтеграционный выбор, а не «против» чего-то, объединились политики из провластного и оппозиционного лагерей, общественность, эксперты.

Действительно ли катастрофическими будут последствия подписания Соглашения об ассоциации и что нужно сделать украинской власти и оппозиции для того, чтобы соглашение все-таки было подписано?

Неомазепизм как фактор влияния на украинскую политику

Если коротко, то российские пиарщики «запустили» три мифа относительно негативных последствий Ассоциации Украины с Европейским Союзом.

Миф первый:  нельзя быть членами двух зон свободной торговли одновременно.

Чтобы понять, действительно ли это является правдой, необходимо начать наш анализ ab ovo, т.е. с базовых понятий.

Зона свободной торговли с определенными странами или их объединениями – это возможность торговать беспошлинно своими товарами между странами, заключившими такое соглашение. Как правило, в соглашениях о зоне свободной торговли определяется номенклатура товаров обеих стран, которым можно торговать без таможенных пошлин и дополнительных платежей.

По этим причинам абсолютно надуманными являются заявления российской стороны о том, что через Украину на территорию России «хлынут» товары европейского производства.  Для зоны свободной торговли важно не то, через какую границу попадают те или иные товары, а их номенклатура и страна происхождения.

Попробуем объяснить наглядно.

Например, в Соглашении о зоне свободной торговли между странами А и Б предусмотрено, что стальные трубы из страны А беспошлинно поставляются в страну Б. Однако это не означает, что аналогичный таможенный режим применяется к трубам, которые изготовлены в странах В, Г и Д и которые транзитом поставляются через страну А в страну Б. Место изготовления и происхождения товара легко устанавливается документально. Некоторые скажут, что можно подделать такие документы, но это уже вопрос к таможенным и правоохранительным органам.

По такой же псевдологике можно доказать, что товары из стран СНГ беспошлинно «уйдут» в Европейский Союз, ведь Украина имеет Соглашение о зоне свободной торговли со странами СНГ, а в случае ассоциации будет также иметь зону свободной торговли с ЕС.

В мире имеются десятки примеров, когда одна и та же страна является членом нескольких таких интеграционных образований. Ярким примером такого участия является Мексика, которая является членом Североамериканской зоны свободной торговли НАФТА – соглашения между США, Канадой и Мексикой. В то же время участие в НАФТА не мешает Мексике иметь соглашение о зоне свободной торговли с Европейской ассоциацией свободной торговли, объединяющей четыре европейские страны, которые не вступили в ЕС: Исландией, Лихтенштейном, Норвегией и Швейцарией.

1 июня 2012 года вступило  в силу соглашение о свободной  торговле между теми же странами  Европейской ассоциации свободной  торговли и Украиной. В то же  время Украина в 2012 году присоединилась  к Зоне свободной торговли  СНГ.

Другое дело – таможенный союз, в котором установлена общая таможенная граница и таможенное пространство для всех стран – участников этого союза, единые таможенные пошлины и тарифы. Поэтому действительно, нельзя быть членом нескольких таможенных союзов, поскольку там устанавливаются различные правила регулирования.

Зона свободной торговли и таможенный союз – это разные степени международного сотрудничества и интеграции. В последнее время зоны свободной торговли стали мировым трендом, который свидетельствует о глобализации мировой экономики и попытках оживить мировую торговлю.

Таможенные же союзы – это, как правило, интеграционные союзы, конечным шагом в которых является создание геополитических и геоэкономических сообществ, образований, объединений. Европейский союз начинался с образования сначала Европейского объединения угля и стали, а затем в 1968 году – таможенного союза. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана вскоре будет переформатирован в Евразийское экономическое сообщество.

Миф второй:  Украину сразу же постигнет экономический крах после того, как она подпишет  Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом.

Экономическая ситуация на Украине действительно не блестящая. Национальная экономика уже больше года находится в стадии экономической рецессии. Во втором квартале 2013 года по сравнению со вторым кварталом 2012 года падение ВВП составило 1,2%. В августе 2013 года промышленное производство сократилось на 5,4%. До 21,6 млрд. долларов США упал объем золотовалютных резервов государства.

Напротив, только за один месяц государственный и гарантированный государством долг Украины вырос еще на 1,1 млрд. долларов США и на 1 августа 2013 достиг отметки в 69,3 млрд. долларов.

Причины такого состояния – тема отдельного анализа. Однако и сейчас уже ясно, что на макроэкономические показатели влияет целый комплекс причин, в частности слабая экономическая правительственная политика, архаичное состояние украинской экономики, давление на бизнес, коррупция, внешнеэкономические факторы.

Поэтому сводить будущее украинской экономики только к факту подписания Соглашения об ассоциации не стоит: бананы на улицах городов и сел Украины сразу после Вильнюсского саммита расти не начнут, не произойдет и одномоментный экономический подъем.

Мы только лишь получим огромный шанс для модернизации страны, для модернизации национальной экономики, ее правовой и политической системы, построения цивилизованного, действительно независимого государства. Это будет шанс для нашей с вами совместной работы.

Однако, не будет и сиюминутного экономического краха, который предсказывает господин Глазьев «сотоварищи». В прошлом номере «Зеркало недели. Украина» вышла статья известного украинского экономиста Игоря Бураковского  «Выбор вектора интеграции: что показывают цифры», в которой автор на основании тщательных расчетов делает достаточно однозначный вывод: для Украины «с точки зрения благосостояния и доходов глубокая и всеобъемлющая ЗСТ с ЕС однозначно выгоднее членства в Таможенном союзе».

Вместе с тем не следует забывать об искусственно созданных преградах, которые могут повлиять на нашу экономику. О введении таких ограничений после подписания Соглашения об ассоциации прямо заявил премьер России Дмитрий Медведев.

Августовская торговая война доказала, что Кремль готов к применению не экономических, а политических и бюрократических рычагов воздействия с целью ограничения украинского экспорта в Россию. И не важно, что пострадают не только украинские производители, в частности «Рошен», но и их российские контрагенты и потребители.

Кажется, российскую власть это мало волнует, ведь гораздо важнее для нее показать «кто в доме хозяин» и проучить «наглых зарвавшихся хохлов». Не волнует, кажется, Кремль и то, что отношения стратегического партнерства определены Большим договором между Украиной и Россией. А когда сильнейшие уважали какие-то, по их мнению, бумажки?

Украинским предпринимателям стоит уже сейчас искать новые цивилизованные рынки сбыта, где экономика менее зависима от политики, где можно свободно торговать, если это выгодно обеим странам. Ведь не стоит забывать – вступление Белоруссии в Таможенный союз не обезопасил ее от торговых войн с Россией. Вспомним только недавний запрет под надуманными предлогами ввоза белорусской молочной продукции в Российскую Федерацию.

Миф третий:  Украина получит газ по низким ценам от Российской Федерации, что позволит поднять экономику.

Белоруссия, которая является членом Таможенного союза и Союзного государства с Россией, действительно получает газ по цене 165 долларов за тысячу кубометров. Но какова же истинная цена такого якобы дешевого газа?

Белоруссия платит за такой дешевый газ частью своего суверенитета. Некогда президент России Владимир Путин четко заявил: хотите дешевый газ, идите в Таможенный союз. Сегодня это повторяет его советник Сергей Глазьев.

Для политической элиты и части населения Белоруссии такая оплата суверенитетом, наверное, является приемлемой. Для Украины – нет. Готовы ли мы платить налог на независимость в виде рыночных цен на газ?

Рыночные цены на газ – стимул для повышения энергоэффективности, диверсификации источников поставок газа на Украину. Так, в 2012 году Украина импортировала почти 33 млрд. кубометров газа, в 2013 – 27 млрд. кубометров (прогноз), а в 2014 – запланированный объем закупок будет составлять около 18 млрд. кубов природного газа. Причем в этом году 1,3 млрд. кубометров газа зашло в Украину со стороны Европы.

Одновременно необходимо создавать социальную подушку безопасности за счет газа собственного производства (21 млрд. кубов), себестоимость которого колеблется в районе 70 долларов США и которого полностью хватает на нужды украинских граждан.

Путь уменьшения зависимости Украины от российской газовой иглы является нелегким и довольно болезненным. Это конкретные проблемы конкретных предприятий, их собственников и работников. Но этот болезненный и непростой путь мы должны пройти. Другой альтернативы у нас нет, иначе мы обречены на консервацию устаревшего производства и неконкурентноспособность нашей продукции на мировых рынках.

И еще про нескольких весьма красноречивых обстоятельств.

Первое – Белоруссия в 2012 году окончательно потеряла свою газотранспортную систему, которая полностью перешла под контроль Газпрома.

Второе – после того, как Россия стала членом ВТО, она обязалась постепенно поднимать внутренние цены на газ до общемировых. Кстати, если подавляющее большинство населения в Украине платит за газ 725 гривен за тысячу кубометров газа, то в России, в зависимости от региона, тысяча кубометров газа стоит от 800 до 1360 гривен.
В сухом остатке:  пока Кремль проигрывает не один, а два темпа Украине. Мифы, которые насаждает Москва, скорее всего, создаются для внутреннего потребления. Вряд ли они смогут существенно повлиять на общественное сознание украинских граждан.

Другое дело президентские выборы 2015 года – пророссийские политики обязательно поставят в вину Виктору Януковичу его неомазепизм. А самому Виктору Федоровичу необходимо будет искать для своего ядерного электората понятные объяснения – как он дошел до такой «дружбы» с Россией.

Что необходимо сделать для того, чтобы подписать Соглашение об ассоциации?

Казалось, что ответ на этот вопрос очень прост. Необходимо достичь прогресса в тех критериях, выполнение которых Евросоюз выдвинул в качестве условия для подписания Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной. Формализованы эти критерии в так называемых «11 пунктах Фюле», которые охватывают все сферы политики и экономики и являются своеобразным очерком программы реформ в Украине. Практически готовая программа для кандидата в президенты – бери и используй.

Понятно, что вес «11 пунктов Фюле» разный. В Евросоюзе также понимают, что все критерии полностью выполнить до Вильнюсского саммита невозможно. Сейчас внимание Евросоюза и нашей политической элиты сосредоточено на трех направлениях: избирательное законодательство, реформа правоохранительных органов, предотвращение выборочного применения правосудия.

После долгих дебатов Верховная Рада смогла назначить выборы по пяти одномандатным округам. Важно, что это решение было принято в компромиссном режиме голосами как власти, так и оппозиционных фракций, в результате евроинтеграционного перемирия. Сейчас ищется компромисс по проекту закона о прокуратуре. Есть большое желание его принять в первом или даже во втором чтении с учетом замечаний Венецианской комиссии.

Главная проблема, которая сегодня существует – это выборочное применение правосудия на Украине. Символом такого выборочного правосудия стало дело Тимошенко.

Некоторые называют это проблемой Тимошенко. Но это не проблема Юлии Владимировны – она ​​не добровольно села в тюрьму, чтобы помешать евроинтеграции Украины. Это проблема Виктора Федоровича, который сделал все возможное, чтобы его главный политический оппонент, за которого проголосовало почти 12 миллионов граждан, оказался за решеткой. Однако, если эта проблема не будет решена в ближайшее время, то она может стать проблемой 45-миллионного государства в центре Европы – Украины.

Сегодня юридическая дискуссия вокруг путей освобождения Юлии Тимошенко или отправки ее на лечение за границу является бессмысленной. Дело лидера оппозиции никакого отношения к юриспруденции не имеет – это чистая политика. И это дело должно решаться чисто политическими методами и благодаря политической воле одного человека – президента Украины Виктора Януковича. Его последние заявления демонстрируют, что он осознает всю свою колоссальную ответственность. Недавно глава государства заявил, что все критерии, необходимые для подписания Соглашения об ассоциации, будут выполнены.

Понятно, что Виктор Федорович не в восторге от перспективы освобождения своего главного политического оппонента или даже отправки ее на лечение за границу. Особенно его беспокоит возможное участие Юлии Тимошенко в президентских выборах 2015 года, поэтому президентским окружением ищутся варианты, как одновременно и выполнить условие Евросоюза, и не допустить участия лидера оппозиции в президентской гонке.

Понимают это и в «Батькивщине» – официально Юлия Тимошенко выдвинута кандидатом в президенты на партийном съезде, однако в случае, если она не сможет баллотироваться, в качестве «резервного» кандидата готовится Арсений Яценюк. В любом случае оба политика готовы к дальнейшей командной игре на выборах главы государства.
Итак, до настоящей точки бифуркации остался месяц. Месяц, который во многом определит судьбу Украины и ее геополитический выбор. Двумя реперными, связанными между собой точками, являются 15 и 18 ноября 2013 года. Это дата отчета миссии Кокса – Квасьневского и дата принятия Евросоюзом окончательного решения о подписании или неподписании Соглашения.

Таким образом, последнюю точку в этом затяжном украино-европейском триллере поставят полномочные представители суверенных стран Европейского Союза, а не высокопоставленные евробюрократы. Судьба  Соглашения об ассоциации  будет зависеть от всех без исключения 28 стран – членов ЕС: от Нидерландов, для которых права человека являются незыблемыми, от канцлера Германии Ангелы Меркель, которая известна своей жесткой позицией по освобождению Юлии Тимошенко.

И напоследок, о самом главном.  Остаюсь еврооптимистом и считаю, что на сегодня шансы на подписание Соглашения выше, чем его неподписания. Необходимые критерии будут выполнены. Убежден, что и украинские политики, и их европейские визави осознают свою ответственность и являются такими же еврооптимистами, как и автор этой статьи.

Перевод: Антон Ефремов.