Меня удручают даже истории успеха уехавших, так как Родина лишается людей, а в реальности успех — скорее, исключение, и, если народ не возвращается, он только проигрывает.
Напрямую или косвенно до противного много сводится к деньгам, они позволяют видеть с красивой стороны и работу, и спутника, и солнце. В этом смысле у Запада и Севера существует долго накапливавшийся, но тающий задел.
Однако меня все больше мучает опасение, что растет поколение, не умеющее трезво оценить это, потому что не видело и не знало.
Выбор места жительства или спутника жизни, кажется, более быстрым решением, чем создающий благосостояние экономический рост, пусть даже последний в Эстонии, начиная с 1995 года, был самым стремительным в Европе.
В другую страну, на низкую зарплату
Я знаю, что разговор об экономическом росте — это хвалебная песнь, еще и иностранная, так как сравнивает Евростат. И этот Евростат/заграница говорит, что мы в Европе — середнячки и движемся против общего течения в сторону уменьшения.
Отъезд из-за зарплаты возможен, потому что низкооплачиваемые места работы доступны с более высокой, чем у нас, зарплатой. Но европейская безработица на самом деле выше и растет, а эстонская снижается быстрее всех, наша трудовая занятость высока и без учета тех, кто работают за границей.
Создана эффективная и доступная система здравоохранения, продолжительность жизни у нас росла в последнее десятилетие стремительнее, чем где-либо в Европе, младенческая смертность одна из самых низких в мире, у нас самые выгодные условия для женщин, желающих рожать детей, а еще, например, хорошая система образования. Нарекания по поводу отсутствия у нас свобод также были не вполне адекватны. Мы впереди всех по свободе в интернете, близки к этому в сфере свободы прессы или предпринимательства.
Эстония совершенно сознательно избегала гиперопеки, последствия которой — долги, урезания, повышения налогов и опускания рук — в Европе можно увидеть на каждом шагу. Но когда отвергают как хвалебные песни, так и факты, то отправляются оплачивать чужие долги.
Больше самореализации
Один показатель у нас все же удручает и противоречит сказанному выше. Это индекс счастья. В поисках счастья эстонцы не отбывают в Анголу, Туркменистан, Россию и Вьетнам, но в этом полном субъективности рейтинге они более несчастны, чем народы, проживающие в упомянутых странах.
И по уму, и по сердцу Эстония для оттока населения — слишком хорошее место жительства. Но негативизм в ее адрес и идеализация заграницы поддерживают отток. Кроме того, у нас появилась возможность, и мы можем уезжать и обживаться на новом месте, прежде такого не было.
Решительно изменить здесь можно, к сожалению, только отношение. Мы должны вспомнить, что дошли до группы самых развитых государств и сравнения с «развитыми» или «нормальными» странами — самоуничтожающи. У нас больше пространства для самореализации и больше, чем у покинувших Эстонию, возможностей не ограничиваться более низкими должностями. Дефицит солнца у нас компенсируют бодрящая зима, разнообразная и неиспорченная окружающая среда.
И наконец, хотя наши мужчины еще не такие богатые и лощеные, при поддержке дам они станут таковыми, сохранив родной язык и прочее привычное и приятное.