Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Будет ли Шотландия голосовать за независимость?

© ФотоНана Шотовна Яковенко
Нана Шотовна Яковенко
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Согласно последнему опросу, проведенному по заказу газеты Guardian компанией ICM, 32% британских избирателей поддерживают независимость Шотландии. Примерно такой же уровень поддержки присутствует и в Шотландии, однако, при этом 52% британских избирателей за сохранение целостности Великобритании.

Совершенной неожиданностью и для Лондона, и для Шотландии стал тот факт, что Алекс Белл (Alex Bell), бывший одним из наиболее приближенных советников Алекса Салмонда (Alex Salmond) обрушился с критикой на проводимую его старшим соратником кампанию за независимость Шотландии. Алекс Белл, как приводит его высказывания вся и Лондонская и местная Шотландская пресса считает, что политическая кампания Салмонда слишком скучная, и построена на основе неинтересных «утомительных» идей и «стратегии, которая себя исчерпала».

Алекс Белл, в июле этого года покинул пост главы политического департамента у Алекса Салмонда. Этот молодой политик два года работавший над стратегией независимости Шотландии, заявил, что Первый Министр так и не смог представить радикальное, смелое видение «независимой Шотландии». Именно это уверен Белл, — во всяком случае, так излагает его точку зрения Британская пресса, — фактически предопределяет тот факт, что Алекс Салмонд на референдуме в следующем году, мол, обречен на поражение.

Так, например, в своей статье для газеты Guardian, Алекс Белл дает характеристику кампании, проводимой на этом решающем этапе за год перед референдумом 18 сентября 2014 года его бывшим соратником Алексом Салмондом, как «утомительный парад флагов Британии и Шотландии, популяризирующий шотландскую идентичность в духе противостояния «заботливых шотландцев» и «бессердечных Тори».

Алекс Белл предупреждает и предостерегает, что, так называемая Белая Книга Салмонда, которая должна выйти в свет уже в ноябре этого года, и преподносится как план по достижению независимости, попала в ловушку «старых песен». Это, считает он оправдано при реализации краткосрочных тактических задач, однако отнюдь не годится в качестве предложения избирателям смелых, радикальных реформ, которые реально приведут к решению стратегических задач и достижению поставленной цели — независимости.

Как считает Алекс Белл, такой недальновидный подход включает в себя концентрацию «националистических рассуждениях о шотландской идентичности и культуре», вместо того чтобы достаточно смело и решительно рассматривать проблемы Шотландии в контексте глобального кризиса, который в равной степени оказывает влияние и на Англию и на все составные части Великобритании.

Алекс Белл высказывается в том смысле, что «в лучшем случае, шотландское националистическое движение знает об этом и будет критиковать достижения демократии и Великобритании, — в худшем случае, оно поддастся соблазну сосредоточиться на «старых песнях и исчерпавшей себя политике. Если это так, то в этом случае Салмонд допустил ошибку».

При этом Британская пресса солидарно отмечает, что Белл, не одинок в своих критических высказываниях. Высокопоставленные представители левого крыла Шотландской Национальной Партии и члены Организации за Независимость Шотландии «YesScotland», также считают, что Салмонд, предлагая мягкую версию независимости, стал выглядеть слишком робким для того, чтобы завоевать голоса скептически настроенных и несговорчивых избирателей, придерживающихся умеренных взглядов.

Салмонд, естественно отвечает своим оппонентам и категорически не соглашается с обвинениями в свой адрес. Недавно он заявил, о чем сразу же написала британская пресса, что Шотландия уже и так показывает себя достаточно радикальной со своей инновационной программой по экологически чистой энергии, бесплатным образованием и здравоохранением. Кроме того, по его мнению, идея независимости является естественным продолжением деволюции (передачи центральными властями полномочий местным органам власти).

«Шотландия может позволить себе даже больше, чем просто быть успешной и независимой страной. У нас есть огромные преимущества с точки зрения наших человеческих и природных ресурсов, но мы нуждаемся в политических и экономических инструментах, чтобы помочь создать более состоятельное и справедливое общество», парирует скептикам Первый Министр. «Этот референдум сосредоточен не вокруг какого-либо политика или партии — это референдум по вопросу завершения путешествия Шотландии на пути к „самоуправлению“, которое движется полным ходом уже в течение более чем столетия».

Согласно последнему опросу, проведенному по заказу газеты Guardian компанией ICM, 32% британских избирателей поддерживают независимость Шотландии. Примерно такой же уровень поддержки присутствует и в Шотландии, однако, при этом 52% британских избирателей за сохранение целостности Великобритании.

Любопытно, что согласно результатам опроса ICM, наиболее высокий процент в поддержку независимости Шотландии продемонстрировали британские Лейбористы, — 35% из общего числа однопартийцев уверены, что Шотландия должна отделиться от Великобритании, 52 % — против. Согласно данным опросов других компаний, этот показатель вдвое превышает уровень числа поддерживающих независимость среди шотландских лейбористов, и на 10% выше, чем среди Лейбористов, опрошенных компанией ICM на территории Шотландии, где по их данным, сторонников независимости оказалось более 25%.

Как верно замечают наблюдатели британских СМИ, вся эта вновь возникшая ситуация не может не беспокоить и лидера Лейбористов Великобритании, Эда Милибэнда (Ed Miliband), и лидеров Шотландских Лейбористов, которые ведут борьбу против внутренней оппозиции для решения целого ряда задач. В ближайшее время лейбористам необходимо согласовать новый план большой шотландской деволюции, частью которого может стать еще большее отдаление друг от друга составных частей этого благополучного государства и предоставление Парламенту Шотландии (Holyrood parliament) более широких налоговых полномочий.

Аналитики уверены, что этот высокий показатель числа сторонников независимости Шотландии отражает усиление недовольства в Англии тех, кто считает, что Шотландия получает несправедливо высокие субсидии — с чем, естественно, категорически не согласны шотландские Министры и чиновники Минфина. А такие настроения вызваны завистью к тому, что в Шотландии бесплатная медицина и образование, и действующее право у шотландских депутатов голосовать в Вестминстере по вопросам, касающимся только Англии, вызывает у Лондона раздражение.

Лейбористы же продвигают среди шотландских избирателей идею предложить расширение полномочий Парламента Шотландии — Holyrood, если вопрос о независимости в сентябре следующего года, будет отклонен. Более того, Лейбористы могут пойти на подписание с Тори и либеральными демократами совместной Декларации, пообещав провести дальнейшие реформы.

Алан Тренч (Alan Trench), ученый, специалист по проблемам деволюциии, советник ряда правительственных экспертных Комиссий, со знанием проблемы отметил, что электорат лейбористов в своей массе озабочен текущим состоянием дел в Англии и испытывает чувство несправедливости относительно того, как работает вся система. Именно лейбористам придется искать решение данной квадратуры круга".

Одним словом, пока что сторонников независимости Шотландии меньше, чем ее противников. Но при этом, следует иметь в виду, что большая часть Шотландцев еще не определилась. У Лондона и Эдинбурга есть год, чтобы сохранить Великобританию в нынешнем составе, или пойти по пути Советского Союза, Чехословакии или Югославии.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции ИноСМИ.