Баку - Телефонный разговор между президентами США и Ирана, состоявшийся впервые после перерыва длиной в 34 года, можно считать новым началом отношений двух стран.
Ядерная программа Ирана является одним из самых сложных вопросов во внешней политике страны, что вовлекает в ее решение и сам Иран, и другие международные структуры. Учитывая то, что Иран является одним из ведущих игроков в регионе и в международном сообществе, а также напряженность в прошлом в отношениях между Западом и Ираном, обе стороны являются приверженцами решения вопроса мирным путем и принципа «удовлетворенности противоположных сторон единым решением». Поэтому эти две страны стараются решить проблему путем уменьшения напряженности в отношениях.
По мнению экспертов, лучшим решением ядерной проблемы Ирана станет ее постепенное, пошаговое урегулирование. Как сказал президент Ирана Хасан Рухани во время своего визита в Нью-Йорк, переговоры должны вестись в течение периода времени от трех до шести месяцев.
Напряженность в отношениях между Ираном и США, хотя и появилась не из-за ядерного вопроса, но в настоящий момент одной из причин ее усиления являются слухи, связанные с ядерной программой Ирана.
Иран обещал создать условия для прозрачности собственной деятельности в ядерной программе страны. Одним из примеров такой прозрачности является строительство ядерного объекта Фордо в районе города Кум, который перешел под контроль МАГАТЭ. Наряду с этим, США впервые признают право Ирана на обогащение урана. Данный факт признал госсекретарь США Джон Керри.
Если сравнить нынешнее и прошлое состояние отношений между двумя странами, то можно заметить, что каких-то принципиальных изменений в предмете и значении переговоров между сторонами не наблюдается, а изменились лишь условия самих переговоров.
Хасан Рухани в своих выступлениях заявляет о принципах Исламской революции. Эти принципы были озвучены и ранее, но на этот раз заявления прозвучали с использованием приемов умеренной дипломатии. И США объявляют о том, что с сомнением относятся к мирной направленности ядерной программы Ирана и отменят санкции лишь в случае полной уверенности в ее мирных целях. Единственным отличием является то, что США отмечают, что более серьезны в восстановлении отношений с Ираном. В частности, президент Обама назначил госсекретаря США Джона Керри ответственным за проведение переговоров.
Видно, что изменяется лишь политическое равновесие между США и Ираном, и силы сторон начинают уравновешиваться. К примеру, на сирийские события можно смотреть через призму демонстрации сил США и Ирана. Правда, неоспоримым фактом является то, что в сохранении режима Башара Асада большую роль сыграл фактор России и Китая. Но Иран косвенно участвовал в данном конфликте и в противовес политике США и их союзников уже более двух лет поддерживает режим Башара Асада. Таким образом, можно сказать, что Иран, со своей стороны, предотвратил падение режима Асада.
Наряду с этим, неизбежным является признание Ирана в качестве страны, обладающей атомной энергией, а также признание его права на разработку ядерной программы странами Запада.
Примерами того, что Иран является за последние 10 лет одной из ведущих сил региона, служат нападение США на Ирак, палестино-израильский конфликт, поддержка нового правительства Ирака Ираном, мирный процесс в Афганистане, процессы, проходящие в Газе, и многое другое.
Принимая во внимание все эти факты, США и их союзники пришли к выводу, что санкции против Ирана, хотя и создают определенное давление на него и недовольство им, но не могут нанести этой стране смертельного удара. Может быть, что страны Запада пришли к решению не убирать Иран с политической сцены, а создать условия для того, чтобы он в качестве одного из влиятельных государств региона играл по общепринятым правилам.
15-минутный телефонный разговор между президентами Ирана и США может быть той самой приближающейся «оттепелью» между двумя странами. Вместе с тем, может открыться новая страница в отношениях между Ираном и Западом, в особенности с США, в вопросе урегулирования ядерной проблемы и других вопросах. Такая страница, которая может стать новым началом на пути разрешения всех проблем между Ираном и США.