Иран и США чуть ли не объявили союзниками. На самом деле, на первый взгляд, произошло почти невероятное. Президент Ирана, несмотря на предложение о встрече с президентом США, будучи в Нью-Йорке, отказался от прямых переговоров с Бараком Обамой. Президент США все же «достал» главу иранского государства Хасана Рухани по телефону.
Обама объявил в пятницу на пресс-конференции в Вашингтоне о том, что он провел беседу по телефону с президентом Ирана, это первый контакт между странами на столь высоком уровне за последние, можно сказать, что 40 лет. Также сообщалось, что Рухани был в буквальном смысле застигнут врасплох телефонным звонком от президента США и говорил без переводчика.
Рухани объяснил свой отказ от прямых переговоров тем, что встреча не была подготовлена на должном уровне. А он не захотел проведения безрезультативной встречи на высшем уровне.
Как будто не против Ирана, а США применены международные санкции. Как будто не Ирану, а США угрожают войной. Отказаться от встречи с президентом США в этих условиях кажется не совсем логичным, чреватым последствиями. Но по большому счету у президента Ирана не было выбора. Он не мог согласиться на встречу, не получив на то добро от рахбара аятоллы Али Хаменеи и подконтрольного только ему Корпуса стражей исламской революции (КСИР).
Оказывается, поговорив с Рухани по телефону, Обама поставил президента Ирана в неудобное положение. Командующий иранским Корпусом стражей исламской революции генерал Мохаммад Али Джафари заявил, что президент страны Хасан Рухани не должен был разговаривать с президентом США Бараком Обамой, передает AFP.
«Президент принял свое решение. Но он должен был отказаться от разговора с Обамой так же, как он отказался от встречи с ним», – заявил Мохаммад Али Джафари.
И сразу министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф в своем микроблоге на Twitter прокомментировал встречу президента США Барака Обамы с главой израильского правительства Биньямина Нетаньяху, которая состоялась накануне. В частности, Джавад Зариф написал, что своим «резким разворотом» Барак Обама подорвал доверие к США.
«Президент Обама должен быть последовательным, чтобы укрепить взаимное доверие. Резкие повороты подрывают доверие и ослабляют убедительность американцев», – пишет министр. «Ошибочное предположение президента Обамы, что Иран начал переговоры из-за угроз и санкций, является неуважением к иранскому народу и мачизмом», – цитирует Зарифа телеканал Fox News, в эфире которого 29 сентября впервые за последние 26 лет было показано интервью с иранским министром.
Таким образом Джавад Зариф отреагировал на вчерашнее заявление Барака Обамы на встрече с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху о том, что одних миролюбивых заявлений со стороны Ирана недостаточно и он не исключает возможности проведения военных действий против Исламской Республики.
Необходимо учитывать следующие факторы: да, Рухани получил санкцию рахбара, а значит, и подконтрольного только Хаменеи КСИР на продолжение мирных переговоров по урегулированию конфликта вокруг иранской ядерной программы. А что в этом необычного? И предыдущее правительство имело санкцию верховного рахбара, но так и не смогло добиться прорыва в урегулировании данного конфликта.
Неужели кто-то всерьез может предположить, что после избрания Рухани президентом произошли серьезные изменения в позициях сторон по данному вопросу, что возвожно в четырех случаях: первый – переговоры до избрания Рухани торпедировал Махмуд Ахмадинеджад, притом против воли рахбара Хаменеи, что в принципе невозможно.
Второй – Обама готов нормализовать отношения с Ираном и забыть все нанесенные оскорбления со стороны тегеранского режима США, что также невозможно по той простой причине, что никто не позволит этого сделать хозяину Белого дома. По крайней мере, до тех пор, пока он является хояином Овального кабинета.
Третий – Хаменеи отказался от ядерной программы, по крайней мере, его военной составляющей и внешней политики, направленной на торпедирование американских геополитических интересов на Южном Кавказе и Ближнем Востоке, и наконец, принести извинения за предыдущие оскорбления, нанесенные Вашингтону, объявить Израиль вечным другом Ирана. Этого также быть не может. Намного легче представить, что Кальтенбруннер женился на еврейке.
И, наконец, червертый – у Рухани власти намного больше, чем у Али Хаменеи вместе с КСИР. В это также могут поверить только наивные люди.
Необходимо особо обратить внимание на КСИР, который является оплотом власти рахбара и государством в государстве. По большому счету первоначально КСИР был создан для нейтрализации влияния и мощи иранской армии, которая сыграла одну из ведущих ролей в революции, но в целом была светской.
Корпус стражей исламской революции был создан 5 мая 1979 года. Основной целью стражей революции на первоначальном этапе стали «зачистка» армии от военных, симпатизирующих прежнему шахскому режиму, подавление инакомыслящих и национальных выступлений.
Цели и задачи корпуса были определены в Конституции ИРИ, которая была принята в ноябре 1979 года. Целый раздел в Основном Законе страны так и называется: «Армия ислама».
В первое время КСИР насчитывал около 30 тыс. человек, из которых 4 тыс. работали в центральном аппарате в столице, 20 тыс. состояли в провинциальных подразделениях, 3 тыс. охраняли пограничные переходы и 3 тыс. составляли штат тренировочного центра в Алибаде. Первый боевой опыт КСИР получил в сентябре 1980 года при ведении боев в Иранском Курдистане.
Первым командующим корпусом был бывший учитель Аббас Замани. Он же являлся отцом-основателем ливанской группировки «Хезболлах», имел активные контакты с Организацией освобождения Палестины, которая на первых порах деятельности КСИР предоставляла своих инструкторов.
В основу КСИР легли две чрезвычайно важные и дополняющие друг друга составляющие: грамотное военно-техническое оснащение и правильная идеологическая подготовка. Эти два аспекта не противопоставлялись друг другу, а являлись нерасчленимой базой для успешного действия сил КСИР. Руководство Корпуса стражей уделяет пристальное внимание изучению шиитской акыды, Корана, «Нахджаль-Балаге» имама Али (мир ему) с тем, чтобы хранители достижений революции понимали ее теологическую подоплеку и глубину поставленных перед ними задач.
Отметим еще одну функцию, успешно выполняемую КСИР: именно через эту структуру идет всевозможная иранская помощь таким организациям, как ливанская «Хезболлах», палестинские ХАМАС и «Исламский джихад», афганская суннитская фундаменталистская организация «Талибан» и др.
Не меньшую значимость представляет КСИР как финансово-экономический монстр. К настоящему моменту корпус сконцентрировал в своих руках самые эффективные отрасли национальной экономики, контролирует экспортно-импортные операции и стал, по определению лондонской Daily Telegraph (20 августа 2007 г.) «бизнес-империей». В Иране ни для кого не секрет, что именно КСИР принадлежат построенные в последние годы частные порты на юге и севере страны, специализирующиеся на экспортно-импортных операциях, в том числе криминального характера.
Когда недовольная итогами выборов иранская оппозиция в 2009 году организовала на улицах Тегерана массовые акции протеста, КСИР объявил, что будет без колебаний противостоять протестующим «революционными» методами и жесткими мерами. Заодно он обратился к правительствам западных стран с предупреждением «агрессорам» и требованием «прекратить вмешательство в дела Ирана и поддержку протестующих». Аналитики часто цитируют фразу, сказанную тогда многолетним бессменным руководителем КСИР Яхья Рахимом Сафави: «Мы закроем рот, отрежем язык и заткнем глотку любому внутреннему противнику».
И этот КСИР, а не правительство во главе с президентом, по поручению рахбара контролирует выполнение всех работ, связанных с реализацией ядерной программы Ирана. Вряд ли кто-то серьезно верит в то, что КСИР позволит нормализовать американо-иранские отношения, что лишит стражей, а также их рахбара влияния минимум на оборонную и внешнюю политику Ирана. Именно поэтому, а точнее, чтобы не раздражать рахбара и КСИР, Рухани, несмотря на позитивные сиглалы по поводу песрпективы нормализации отношений с США, пытался избежать «прямого контакта» с Обамой. Но тут необходимо обратить внимание на еще один фактор. Рухани заявил о возможности нормализации отношений с США в течение предстоящих шести месяцев.
Государственный секретарь США заявил о необходимости выйти на прорывные решения в течение предстоящих 3 месяцев. То есть Вашингтон открытым текстом заявляет, что «время не ждет», а Рухани намекает, что осознает эту истину. Но вся проблема в том, что Рухани не является хозяином положения. Не он в доме хозянин. А скорее всего, рахбар и КСИР ему позволили стать президентом, чтобы иметь возможность немного выиграть время.
Таким образом, можно предположить, что при любом варианте через некоторое время мы станем свидетелями не прорыва, а еще большего обострения ирано-американских отношений.
Безусловно, это грозит серьезным обострением ситуации на Южном Кавказе. Все силы придут в действие.
Россия, скорее всего, попытается усилить свое военно-политическое присутствие на Южном Кавказе. Этого требует логика развития геополитических процессов, если, конечно, Кремль желает сохранить Южный Кавказ и Среднюю Азию в сфере влияния России. Так бы поступила любая держава, претендующая на участие в глобальных международных геополитических процессах. Естественно, никто не собирается учитывать интересы стран Южного Кавказа.
И тут необходимо помнить, что спасение утопающих является делом самих утопающих.
Все должны осознавать, что в случае обострения американо-иранских отношений Россия для усиления своего военно-политического присутствия в регионе будет сипользовать все механизмы, в том числе и армяно-азербайджанский конфликт. Именно поэтому Международная кризисная группа в последнее время стала намекать на деструктивную Поль России в урегулировании карабахского конфликта. О деструктивном подходе России в процессе мирного урегулирования карабахского конфликта сигнализирует не только экспертное сообщество, но и международные группы. С докладом, содержащим намеки на обвинения в адрес России, выступила Международная кризисная группа (International Crisis Group), которая на днях опубликовала свой очередной доклад в связи с карабахским вопросом.
«Россия, которая весьма влиятельна во всех аспектах конфликта, должна действовать более решительно. В частности, Москва может объявить о приостановлении поставок оружия обеим сторонам. Необходимо призвать к этому и других поставщиков оружия, включая Южную Корею и Израиль», – отмечается в докладе.
В ходе беседы с Первым информационным исполнительный директор политологического центра «Север-Юг» политолог Алексей Власов сказал, что доклад не направлен на мирное урегулирование карабахского конфликта, а это всего лишь желание данной организации показать слабые стороны внешней политики России на Южном Кавказе, так как поставка оружия в действительности не тормозит урегулирование, а еще больше ускоряет. По его оценке, есть факторы, которые не имеют отношения к обязательствам России перед Арменией и теми соглашениями, которые были заключены с Азербайджаном. То есть Власов убежден, что здесь акценты изменены, и делается попытка возложить всю ответственность за неудачу в карабахском конфликте только на одного из посредников – Россию. Однако, по его словам, этот подход несправедлив.
«Если мы говорим о двусторонних отношениях, то напомню, что на территории Армении находятся российские военные базы, и что Россия выполняет свои обязательства в рамках тех соглашений, которые были подписаны за последние несколько лет. Что касается Азербайджана, то поставка оружия осуществляется в рамках международного права, и я не считаю, что это приводит к нарушению баланса сил между Арменией и Азербайджаном», – отметил он.
Власов также напомнил, что и США предоставляют средства и Армении, и Азербайджану, ЕС также оказывал содействие и Армении, и Азербайджану, следовательно, это обычная практика, которая в случае России акцентируется, так как на Россию смотрят как на главного координатора карабахского конфликта.
«Однако я бы сказал, что в настоящее время Владимиру Путину было бы крайне сложно собрать за столом переговоров Ильхама Алиева и Сержа Саркисяна, как несколько лет назад, и добиться существенного результата, так как стороны не готовы к компромиссу», – отметил он.
Обратившись к тому фрагменту выступления президента Грузии Михаила Саакашвили на 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, которая была направлена на критику внешней политики России и деструктивным подходам России в процессе мирного урегулирования карабахского конфликта, российский политолог сказал, что это выступление удивило его. Он отметил, что Россия является посредником в переговорном процессе, а задача посредника заключается не в том, чтобы регистрировать победу одной из сторон конфликта над другой, а – Саакашвили говорил об этом – о том, что Россия не заинтересована в победе какой-либо из сторон.
«А кто из посредников заинтересован в том, чтобы победила одна из сторон? Это глупости. Миссия посредников – примирять, найти место, где совпадают интересы, попытаться усадить стороны за стол переговоров и договориться – не под давлением, а в их же интересах», – пояснил Алексей Власов.
На наблюдение о том, что трудно понять то, что Владимир Путин в Азербайджане заявляет, что карабахский конфликт может быть решен исключительно политическими методами, однако в то же время поставляет Азербайджану оружие, он ответил: «Зачем поставку оружия связывать с тем, что Россия якобы провоцирует Азербайджан к тому, чтобы начать войну и действовать более агрессивно? Это бессмысленная оценка. Россия является участником процесса переговоров, и не один раз озвучивала свою позицию в связи с тем, что у конфликта есть только политическое решение. Я никогда не слышал от Путина обратного. Баланс сил не нарушен, те же поставки идут и в Армению. Я считаю, что политику России нужно судить более справедливо. Она не идеальна, однако обвинение в нарушении баланса сил – глупо».
Надо ометить, что господин Власов – один из немногих симпатизирующих Азербайджану известных российских политологов. Но безусловно, и для него перевыше всего интересы России. Так и должно быть. Совсем не верится в то, что Россия вооружает Азербайджан исключительно ради сохранения баланса сил и для того, чтобы не допустить возобновления боевых действий.
Но тогда Россия также не должна выступать против вооружения со стороны западных стран Грузии. В Южной Осетии и Абхазии стоят российские военные базы. Запад вооружает Грузию, притом, далеко не в таких масштабах, как Россия – Армению и в последнее время и Азербайджан, для сохранения баланса сил. Тогда возникает вопрос: почему же Кремль возмущается и выступает против?!
Некоторые считают, что Москва не имеет никаких правовых оснований для активного вовлечения в случае возобновления боевых действий в зоне карабахского конфликта, если боевые действия не переместятся на армяно-азербайджанскую границу. Во-первых, не так сложно «переместить» боевые действия на армяно-азербайджанскую границу, чтобы задействовать механизм ОДКБ.
Во-вторых, для того чтобы задействовать этот механизм, совсем не обятельно перемещение боевых действий на армяно-азербайджанскую границу, хотя многие эксперты считают по-другому.
На Армению, как на члена Организации Договора о коллективной безопасности, распространяются все положения Устава ОДКБ, и в случае нанесения военного удара все они, безусловно, вступят в действие. Об этом 30 сентября заявил директор Института Каспийского сотрудничества Сергей Михеев на состоявшейся в РИА Новости презентации доклада Аналитической ассоциации «ОДКБ и безопасность Евразии».
«Нагорный Карабах позиционирует себя как независимое государство, а не как часть Армении. И как независимое государство Нагорный Карабах не является членом организации; соответственно, на него юрисдикция ОДКБ не распространяется», – отметил Михеев.
Все намного проще. Защита мирных российских граждан стала одним из основных поводов для интервенции в Южную Осетию в августе 2008 года. Россия тогда раздала российские паспорта всем жетелям Южной Осетии. Все жители Нагорного Карабаха одновременно являются гражданами Республики Армения. К сожалению, этот фактор Россия может использовать для задействования механизма ОДКБ в карабахском конфликте…