Китай – страна, чье экономическое и политическое влияние в мире растет. Это вторая по величине экономика планеты, а лейбл «сделано в Китае» стал неотъемлемой частью нашей повседневности. При этом Пекин как и все пострадал от кризиса 2008 г. (в первую очередь, его ориентированная на экспорт легкая промышленность): по приблизительным оценкам, около 20 миллионов китайцев могли потерять работу. Ответом руководства страны на сложившуюся ситуацию стала налоговая реформа и денежные инъекции в экономику с целью стимулирования внутреннего потребления.
В США и Западной Европе оно в результате кризиса заметно упало, что не замедлило отразиться на китайской промышленности. «Большая фабрика», которая держится на дешевой рабочей силе и покупательной способности внешнего мира, просто потеряла потребителя. В то же время это убедило власти Китая в нестабильности и ненадежности внешних рынков и партнеров по бизнесу. Конечно, можно было подождать, пока они придут в себя, и дальше полагаться на экспорт, но Пекин решил действовать: было решено реализовать неиспользованный потенциал внутреннего рынка. Процессами внутри страны легче управлять, а решения в условиях однопартийной политическая системы принимаются оперативнее.
Одним из важнейших стратегических документов Китая, в котором сформулированы политические и экономические устремления государства, является пятилетний план социально-экономического развития. Последний – двенадцатый – был принят в 2011 г. В нем подчеркивается негативное влияние на экономику Китая кризиса 2008 г., внешняя экономическая ситуация характеризуется как запутанная, а международная экономическая система – как не заслуживающая доверия. Поэтому особое внимание документ уделяет экономическим реформам и переориентации китайской экономики на внутренний рынок.
До этого в 2008 г. правительство Китая одобрило план экономического стимулирования экономики, который предусматривает выделение 586 млрд. долларов на здравоохранение, образование, охрану окружающей среды, инновации, транспорт и развитие инфраструктуры. Его авторы полагают, что значительная часть этих средств косвенно поспособствует росту внутреннего потребления, которое растет, когда люди чувствуют себя социально защищенными и уверены в завтрашнем дне.
В развитых странах на его долю приходится более половины ВВП (в Германии – 58%, в Японии – 60%, в США – 72%), а больше всего потребляет средний класс, ориентированный на товары лучшего качества. В Китае же доля внутреннего потребления в общем объеме ВВП страны в 2008 г. составила лишь 35%, а в 2011 г.– 34%.
Крепкий средний класс и высокий уровень внутреннего потребления ассоциируются с сильным государством, качественной продукцией и хорошим имиджем на мировом рынке. Китай с этим испытывает проблемы. Во-первых, его все чаще рассматривают как растущую военную силу, что само по себе осложняет международное сотрудничество в области высоких технологий. Кроме того, китайцы активно (зачастую нелегально) копируют высокотехнологичную продукцию, которую производят зарубежные компании (особенно перенесшие свое производство в Поднебесную).
Еще одним препятствием на пути роста внутреннего потребления в Китая являются сбережения его граждан, которые они не тратят. По данным МВФ, доля этих средств в общем объеме доходов жителей Китая огромна: в 2011 г. она составила больше 50%, а с возобновлением роста экономики этот показатель лишь увеличился, что помимо всего прочего может быть связано с непропорциональным экономическому развитию ростом заработной платы и разницей между экономически более активной юго-восточной частью страны и остальными провинциями.
В Китае всем управляет коммунистическая партия (КПК) во главе с Центральным комитетом. При этом при ЦК КПП действует так называемая «Малая группа» (англ. Foreign Affairs Leading Small Group), которая, по слухам, состоит (в действительности ее состав держится в строгом секрете) из представителей высшего руководства коммунистической партии, МИДа, министерства обороны и министерства торговли и которая определяет экономическую политику страны. Еще со времен Дэн Сяопина главной целью КНР является быстрый экономический рост. В 2002 г. на 16 съезде КПК среди прочих была поднята тема повышения престижа и укрепления роли страны на международной арене, а термин «мирного роста» был заменен на лозунг «мирного развития» (рост связан с идеей догнать кого-то, а цель развития – просто занять определенное место среди других). Иными словами, говоря о мощи, китайцы в первую очередь имеют в виду продвижение своих экономических интересов на мировой арене, а не военную силу.
Таким образом, с проблемами, вызванными колебаниями международной экономической системы, в Китае пытаются бороться путем создания благоприятных условий для внутреннего потребления. Стратегические документы страны подчеркивают важность этой задачи, а однопартийная политическая система должна облегчить ее выполнение. Для того, чтобы увеличить внутренний спрос, нужно вывести на новый уровень покупательную способность граждан, что можно сделать за счет повышения их социально-экономического благосостояния и внедрения в их умы идеи о том, что жизнь – усилиями партии – налаживается, а значит стоит тратить, а не копить на «черный день».