Монастырь святой Екатерины, Египет – Древнее предание гласит, что монастырь, построенный в центре Синайского полуострова, стоит на том самом месте, где Моисей когда-то упал на колени перед горящим кустом и услышал голос Господа. Спрятанная высоко в пустынных горах и в течение многих веков охраняемая монахами и бедуинами, эта священная крепость когда-то была самым недосягаемым местом на Земле.
Теперь все иначе. Современный мир добрался до монастыря святой Екатерины в форме мощеных дорог и массового туризма – до недавнего времени его ежедневно посещали тысячи паломников.
Однако жестокие вооруженные столкновения на севере Синайского полуострова привели к нежелательному затишью на юге, где племена бедуинов зарабатывают себе на жизнь, сопровождая туристов.
В августе в качестве превентивной меры египетское правительство закрыло монастырь святой Екатерины для посещений. Это закрытие стало третьим за последние 50 лет. Хотя спустя несколько недель после этого двери монастыря снова открылись для посетителей, теперь там находится множество сотрудников египетских служб безопасности, тщательно охраняющих небольшие группы иностранцев, приезжающих туда под вооруженным конвоем.
Монахи, живущие в монастыре, и бедуины, зарабатывающие себе на жизнь экскурсиями по этим местам, подчеркивают, что вооруженные столкновения происходят почти в 500 километрах к северу от монастыря.
На севере Синайского полуострова беспокойные племена продолжают портить газопроводы и провозить контрабандой оружие, наркотики и горючее, пользуясь сетью туннелей, связывающих их с сектором Газа. В условиях вакуума, образовавшегося в результате переворота в Египте, проживающие там бедуины подняли черный флаг джихада и теперь ведут партизанскую войну с властями страны, грабя, похищая и убивая людей.
Боевики на севере страны практически ежедневно нападают на представителей египетских служб безопасности. В августе террористы устроили засаду грузовикам, в которых ехали сотрудники египетской полиции, и казнили 25 человек на обочине дороги, недалеко от контрольного пункта миротворцев.
Между тем на юге страны бедуины рассказывают своим детям историю о том, как в шестом веке римский император Юстиниан привел на Синай воинов-каменотесов, которые окружили монастырь мощными крепостными стенами и защищали монахов ценой своих жизней.
«Мы учим наших детей, что этот монастырь дает нам жизнь, - говорит Сулейман Джебали (Suleman Gebaly), местный гид и историк. – Это место дает нам пищу».
Потомки подданных Юстиниана продолжают ответственно исполнять свой долг, и то же самое делают монахи в черных одеяниях, с длинными седыми бородами и волосами, собранными в хвосты, которые проводят все дни в молитвах, на службах или в библиотеке, где хранятся одни из самых древних и ценных манускриптов христианского мира.
Развитие массового туризма в этих местах началось со строительства мощеных дорог в начале 1980-х годов. До недавнего времени из курортных отелей в Табе, Дахабе и Шарм-аль-Шейхе, расположенных на побережье Красного моря, в этот монастырь приезжали толпы туристов – иногда до 350 автобусов в день.
Сегодня в день этот монастырь посещают всего один или два автобуса с туристами. Несколько дней назад утром в монастырь приехала группа туристов из Индии, а немного позже – еще несколько туристов на машинах.
Погонщики верблюдов, которые сопровождают туристов во время трехчасового подъема на гору Синай, говорят, что им катастрофически не хватает работы и средств к существованию.
Недавно, в предрассветных сумерках на вершину горы взошли всего шестеро американцев. В хижине, расположенной на пути к вершине, мы нашли гида по имени Сабах Дарвиш (Sabah Darwish), который сидел, закутавшись в одеяла, пил чай и курил. «Вы первые иностранцы за последний месяц», - сказал он.
Племя бедуинов, называющих себя джебалия, до сих пор продолжает ухаживать за оазисами и пасти стада овец и коз. Если мужчина может себе это позволить, он обязательно покупает верблюда, хотя в последнее время многим семьям приходится продавать своих верблюдов с большими скидками торговцам, которые перевозят их в курортные зоны и кормят их отходами, пытаясь продержаться до возвращения туристов.
Бедуины говорят, что, если не будет туристов, они будут вынуждены искать другие способы заработать, такие как контрабанда наркотиков или еще хуже.
В прошлом году в этом районе были похищены двое американцев. Последнее похищение иностранцев произошло на юге в марте, когда там пропали гражданин Израиля и гражданин Норвегии. Как и большинство похищенных, их вскоре освободили.
При режиме президента Хосни Мубарака «все знали, что если люди с севера приезжают на юг, чтобы причинить какие-либо неприятности, мы имеем право их убить», - говорить шейх Муса аль-Джебали (Mousa al Gebaly), который владеет гостиницей и туристическим агентством в небольшом городке недалеко от монастыря.
Он вспоминает времена, когда в 1990-х годах на гору Синай приезжало множество израильтян. «На моей парковке стояло 50 машин с израильскими номерами. Они нанимали по 50 гидов и по 200 верблюдов ежедневно», - вспоминает Джебали.
Теперь на пограничном пункте между Израилем и Египтом в Табе залы паспортного и таможенного контроля пустуют. Когда-то морское побережье в этом месте было излюбленным местом для спокойного отдыха. Теперь отели на первой линии так же пусты, как и раковины на берегу моря. Ветер прорывается вовнутрь через разбитые стекла. Декоративные финиковые пальмы лежат на земле, потемневшие и мертвые.
Некогда оживленные прибрежные базы отдыха, носившие такие названия, как «Голубая волна», «Лунный лагерь» и «Нирвана», теперь закрыты и всеми покинуты, подобно пляжным городкам, окутанным вечной зимой – больше никакой йоги, подводного плавания и мясных блюд на закате.
В монастыре архиепископ Дамианос сел за стол, извиняясь за свое плохое зрение, нащупывая увеличительное стекло и объясняя, что он не силен в английском языке. Зато он говорит на пяти других языках.
«То, что монастырь на время закрыли, для нас не так уж и плохо. В конце концов, мы монахи, - сказал он, улыбнувшись своей скромной шутке. – Мы просто вернулись к покою, который был у нас прежде».
Сейчас архиепископу 79 лет. Он прибыл в этот монастырь в 1961 году. Он практически всю свою жизнь провел в окружении монахов и бедуинов, и сейчас он сожалеет о том, что в монастырь больше не приезжают паломники. Тем не менее, он надеется, что они скоро вернутся.
«Когда в Египте началась революция, бедуины пришли к нам и сказали: “Вы знаете, что мы были с вами все эти годы. Наши предки были посланы сюда именно для этого. Это наша традиция – охранять монастырь”, - объяснил архиепископ. – Признаюсь, я был очень тронут их словами. Наши судьбы связаны».
Монахи в монастыре склонны заботиться о будущем. Отец Джастин, американец из Эль-Пасо, сейчас занимается реализацией весьма амбициозного проекта, в рамках которого он намеревается перевести в электронную форму более 3000 манускриптов и провести многоспектральный анализ древних книг, некоторые из которых были написаны, со временем пришли в негодность и были вновь восстановлены на пергаменте.
Отец Джастин стоял на крыше библиотеки, в которой сейчас проводится реконструкция, указывая на мечеть, находящуюся недалеко от монастыря. Он чувствовал себя в безопасности, он гордился тем, что это место стало домом как для христиан, так и для мусульман.
Но он также упомянул о 20-метровых стенах, которые охраняли монастырь в течение 1400 лет. «Это место сегодня можно легко превратить в крепость», - добавил он.
Тем не менее, по его словам, он предпочитает, чтобы его защищала божья милость.
«Так будет лучше всего», - сказал он.