Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Стресс и удовольствие: психология зрителей сериала «Во все тяжкие»

© American Movie Classics (AMC)/Gran Via/High Bridge Productions/Sony Pictures Television Кадр из сериала "Во все тяжкие"
Кадр из сериала Во все тяжкие
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Почему столько людей смотрят телешоу, вызывающие у них эмоциональное истощение? Ответ на этот вопрос кроется в интенсивности эмоций, которые они вызывают в людях. Психологи, занимающиеся исследованием этого вопроса, выдвинули несколько довольно обоснованных гипотез.

Сегодня состоится показ заключительной серии последнего пятого сезона чрезвычайно популярного сериала «Во все тяжкие» («Breaking Bad») - одного из самых трагических, напряженных и надрывных телесериалов, которые я когда-либо видела. Каждый его мучительный эпизод заставлял меня чувствовать себя так, будто я хожу по битому стеклу.

Я уверена, что подобные чувства испытывали многие. Согласно рейтингам финального пятого сезона, сериал «Во все тяжкие» является самым популярным воскресным телевизионным шоу, которое смотрят 6,4 миллиона зрителей. Так почему столько людей по собственному желанию тратят свой досуг, предназначенный для прогулок на свежем воздухе, на просмотр сериала, который отнимает у них огромное количество эмоциональных сил?

Этот вопрос не стал чем-то новым для медиа-психологов, которые уже долгое время пытаются понять, почему люди сознательно соглашаются на такие виды развлечений, которые неизбежно вызывают у них негативные эмоции.

Дольф Зиллманн (Dolf Zillmann), который, по мнению многих, является основателем психологии развлечений, как отдельной области науки, предположил, что ответ на этот вопрос кроется в интенсивности эмоций, которые эта разновидность телешоу вызывает в людях. Согласно его теории переноса возбуждения (excitation transfer theory), когда мы смотрим напряженные телешоу, мы переживаем самые разнообразные эмоции, при этом возбуждение, которое мы испытываем в результате переживания каждой из этих эмоций, накапливается в нас. (Чтобы зрителям сериала «Во все тяжкие» было понятнее, о чем идет речь, предлагаю им вспомнить, как нарастало их напряжение во время просмотра эпизода с ограблением поезда в пятом сезоне.)

Переживание интенсивного стресса, возможно, не доставит вам удовольствия в тот момент, когда вы его испытываете, однако, согласно теории переноса возбуждения, все эта энергия возбуждения может переходить в положительные эмоции, такие как чувство облегчения или ощущение счастья, если тот или иной эпизод заканчивается на хорошей ноте. Другими словами, интенсивные эмоциональные переживания во время просмотра усиливают ощущение радости в случае счастливого конца. 

По мнению Зиллманна, те чувства, которые мы испытываем по отношению к персонажам, также являются важным ингредиентом удовольствия, которое мы получаем от тревожного ожидания. Согласно его теории аффективности (affective disposition theory), люди получают удовольствие, когда персонажи, которых они считают «хорошими парнями» побеждают, а «плохие парни» получают наказание, которого они заслуживают. (Эта же теория объясняет то, почему люди испытывают массу удовольствия, когда спортивная команда, за которую они болеют, одерживает победу над своим главным соперником.)

Однако в случае с сериалом «Во все тяжкие» обе эти теории не работают: в этом шоу нет счастливых концовок и четкой грани между хорошими и плохими парнями. Теории переноса возбуждения и аффективности вполне могут объяснить, почему людям нравятся такие сериалы, как «C.S.I.: Место преступления» или «Закон и порядок» («Law and Order»), однако они не работают в случае с множеством телешоу с двойственными в нравственном отношении персонажами и трагическими или напряженными концовками. «Во все тяжкие», «Прослушка» («The Wire»), «Карточный домик» («House of Cards»), «Пропавшие» («Lost»), «Клан Сопрано» («Sopranos») и «Декстер» («Dexter») вошли в длинный список сериалов, которые заставляют нас переживать за судьбу антигероев, совершающих аморальные поступки. Кроме того, эпизоды этих сериалов редко заканчиваются на хорошей ноте и внушают нам оптимизм.

И снова медиа-психологи возвращаются к первоначальному вопросу: почему столько людей смотрят телешоу, вызывающие у них эмоциональное истощение?

Психологи, занимающиеся исследованием этого вопроса, выдвинули несколько довольно обоснованных гипотез. Некоторые специалисты в области теории коммуникации обнаружили доказательства того, что одним из мотивов просмотра эмоционально изматывающих программ является феномен нисходящего социального сравнения. К примеру, я обнаружила, что мне нравится смотреть довольно напряженное реалити-шоу о полигамном мужчине, у которого четыре жены, потому что это заставляет меня проще относиться к стрессам в моей собственной жизни.

Другие исследователи считают, что мы выбираем напряженные телешоу, потому что это заставляет нас чувствовать себя более компетентными и уверенными в себе в эмоционально сложных ситуациях. Наш метаэмоциональный опыт, то есть чувства, которые мы испытываем по отношению к нашим чувствам, может объяснить, почему мы стремимся проводить воскресные вечера, наблюдая за тем, как главный герой сериала «Во все тяжкие» рушит свою семью и бесчисленное количество жизней других людей в процессе перевоплощения из вызывающего симпатию школьного учителя химии в безнравственного наркобарона. Эта полная сурового реализма драма заставляет нас испытывать грусть, беспокойство и отвращение, однако если мы задумаемся над нашими эмоциональными реакциями, мы можем сделать вывод о том, что на самом деле мы очень отзывчивы и гуманны. А это в свою очередь повышает наше настроение. Это может сделать просмотр фильма об ужасных событиях в определенном смысле даже приятным.

Однако есть еще одно, гораздо более многообещающее направление исследований, ориентированных на решение парадокса о том, почему люди сознательно тратят свое свободное время на просмотр мрачных трагедий, подобных сериалу «Во все тяжкие». Зиллманн поставил под сомнение идею о том, что единственной причиной, по которой мы смотрим развлекательное телевидение, является наше желание улучшить себе настроение. Чаще всего развлечения ассоциируются у нас с такими понятиями, как «веселье», «удовольствие» или «отдушина». Это так называемое гедонистическое подкрепление просмотра телевидения. Однако исследование Мэри Бет Оливер (Mary Beth Oliver), профессора государственного университета Пенсильвании, доказало, что развлекательное телевидение может предложить нам гораздо больше, чем просто удовольствие. Следуя по стопам представителей движения позитивной психологии  (positive psychology movement), Оливер и ее коллеги выявили множество эвдемонических подкреплений просмотра напряженных, гнетущих или даже приводящих в ужас программ. Эвдемония – это понимание того, что осмысленность, проницательность и наши эмоции помогают нам раскрыть в себе нашу человеческую сущность. Эвдемония, возможно, не сделает нас счастливыми, однако она может обогатить нас, заставить нас испытать удовлетворение и даже привести нас к лучшему пониманию самих себя.

Судя по содержанию эпизодов сериала «Во все тяжкие», его финал, несомненно, будет долгим и мучительным. И мы, подобно мазохистам, обязательно его посмотрим, будучи уверенными в том, что его концовка нас очень расстроит. Однако, возможно, мы найдем некоторое утешение в том, что все наши мучения не прошли впустую.