Я вот тут размышлял над тем, насколько Билл и Мелинда Гейтсы (Bill &Melinda Gates) напоминают пару обезьян. В начале сентября были названы имена лауреатов премии Ласкера, которую считают «второй Нобелевской для США» и ежегодно присуждают нескольким ученым в области биологии и медицины. Обычно Ласкеровскую премию присуждают и за общественно значимую деятельность в области здравоохранения – в этом году она досталась супругам Гейтс.
Прекрасный выбор. Они отчисляли огромные суммы на проведение медицинских исследований и подвигли на подобную благотворительность и других миллиардеров. В качестве объекта спонсорской поддержки они выбрали исследование болезней, которые причиняют непомерные страдания населению развивающихся стран. И поступили весьма мудро.
Философы уже давно рассуждают о том, существует ли подвижнический, по-настоящему бескорыстный альтруизм. Одни из них утверждают, что настоящий альтруизм существует, а другие в ответ произносят скептическую фразу: «Поскреби альтруиста и обязательно увидишь лицемера».
В конечном счете, альтруизм может приносить огромное удовлетворение – как показали нейровизуализационные исследования, бескорыстные благотворительные поступки активируют центры удовольствия в головном мозге. Кроме того, альтруизм может способствовать повышению репутации благотворителя и вдохновить людей на предоставление ответных благ. А проявления благородства, которые требуют больших денежных затрат, по утверждению биологов-эволюционистов, могут служить способом привлечения представителей противоположного пола – «Раз я могу себе позволить отрастить такие огромные ветвистые рога, значит генетически у меня большой сексуальный потенциал». По мнению некоторых ученых, альтруизм в процессе эволюции постепенно стал символом материальной состоятельности и сигналом, который должен был производить впечатление на потенциальных сексуальных партнеров.
Но существует еще и анонимный альтруизм, вся прелесть которого основана на заложенной в человеке системе ценностей и его моральных побуждениях. А еще бывает циничный альтруизм, движимый корыстными побуждениями. В 1892 году всем ненавистный финансовый воротила и деляга с воровским прошлым Чарльз Йеркс (Charles Yerkes) обнаружил, что переоценил размеры своего капитала, и к нему уже начали подбираться кредиторы. Для спасения репутации Йеркс предложил огромную сумму в дар недавно открытому Чикагскому университету. По его условию деньги должны были поступить через несколько месяцев, но объявить о своей благотворительности он хотел немедленно.
Пресса написала о спонсорских планах Йеркса, и растерянные кредиторы, испугавшись, что недооценили его финансовое положение, отступили. Со временем Йеркс поправил свои дела, разбогател и выплатил университету ту сумму, которая была для него не такой уж и значительной (Йеркс профинансировал строительство телескопа и создание обсерватории – прим. перев.).
Все это делает нас похожими на обезьян, которые часами сидят, перебирая друг другу шерсть и выискивая паразитов. Это средство коллективного умиротворения и сплочения, которое обеспечивает прочные связи между его членами. Расчесывание и приведение шерсти в порядок способствует снижению частоты сердечных сокращений. Мои наблюдения в процессе работы в Африке с бабуинами показали, что у тех животных, которые больше других ухаживают за шерстью, уровень гормона стресса в крови ниже. Во всем этом есть смысл – ты почешешь мне спину, потом – я тебе, и мы оба довольны.
Любопытную связь с нашей темой я обнаружил в тех исследованиях, которые проводит со своими коллегами Стюарт Семпл (Stuart Semple) из Университета Рохемптон в Лондоне. В крови тех обезьян, которым перебирали шерсть и у которых искали насекомых, уровень гормона стресса не снижался. Зато он снижался у тех обезьян, которые приводили в порядок шерсть другим сородичам. Похоже, что в своей работе, доктор Семпл смог ответить на вопрос, поставленный в ее заглавии: «Правда ли, что давать полезнее, чем брать?». И у других видов обезьян отмечается уменьшение числа признаков беспокойства в поведении тех особей, которые ухаживают за шерстью своих соплеменников. Поэтому те обезьяны, которых не заботят налоги на благотворительность, подвергаются меньшим стрессам, когда дают, чем когда берут.
Ну а теперь – другая версия для пессимистов: поскребите альтруиста и, не исключено, что перед вами окажется довольная обезьяна, в желудке которой полно вкусных паразитов, выловленных в шерсти другой обезьяны. Апологеты истинного обезьяньего альтруизма в ответ начнут утверждать, что паразиты, выловленные в процессе расчесывания чужой шерсти, почти лишены питательной ценности. А противники истинного обезьяньего альтруизма тогда скажут, что ухаживая за шерстью соплеменников, можно обзавестись выгодными связями в коллективе.
И еще – как узнать, что снижению уровня гормона стресса в крови обезьян способствует именно искреннее и бескорыстное участие в расчесывании чужой шерсти. Может наоборот – не испытывающие стресса обезьяны достаточно спокойны, чтобы просто так бескорыстно ухаживать за шерстью других? Иначе говоря, здесь требуются дополнительные исследования.
Я вовсе не пытаюсь утверждать, что альтруизм встречается и у других приматов. Еще бы, кому же хочется стать мишенью язвительных и презрительных замечаний философов! Я всего лишь хочу выразить благодарность Гейтсам. В следующий раз, когда я услышу, как какие-то кичливые бесхвостые макаки начнут бахвалиться своим моральным превосходством, я смогу им возразить и привести в пример хотя бы этих двоих представителей рода человеческого.