Геополитический поворот Януковича в Кремле восприняли болезненно – как будто тяжелый шахтерский сапог прошелся по московским историческим мозолям. Тяжелая пропагандистская артиллерия развернута в сторону Киева: в эфире центрального госканала «Россия» Виктора Федоровича клеймят как «неомазепинца», а Украине пророчат скоропостижную смерть.
Очевидно, в ближайшие годы нам следует ожидать и оживления агентов «Русского мира». Если раньше проводником этой идеи была правящая Партия регионов, то теперь эта ниша освободилась. Набор волонтеров открыт.
Прежде всего, следует признать, что социальная база для «Русского мира» на Украине имеется. Какими бы ни были реальные результаты ассоциации с ЕС, часть населения будет связывать свои проблемы именно с «неомазепинством» правящей партии. Кроме того, многие избиратели на Востоке и Юге страны чувствуют себя обманутыми, поскольку свой политический капитал ПР сделала на антиевропейских настроениях и обещаниях «улучшения жизни уже сегодня». Русский язык, несмотря на обещания регионалов, также вторым государственным не стал. Разочарование и социальные проблемы – отсюда недалеко до реанимации донецкого и крымского сепаратизма и других раздражающих тем. Но кто может возглавить эти настроения?
Мобилизацию адептов «Русского мира» объявили почти открыто. В конце сентября на Украину приехал советник Путина Глазьев, чтобы в компании с Медведчуком провести своеобразный смотр сил. И тут начались проблемы. Хотя мероприятие состоялось в насквозь пророссийском Луганске, его омрачили два обстоятельства. Во-первых, местные регионалы восприняли эту «конференцию» крайне неприязненно. Если раньше для подобных сборищ открывали двери облсовета, то сейчас Медведчуку и Ко пришлось арендовать ресторан. Но затраты себя не оправдали. Несмотря на присутствие высокого гостя из Кремля, серьезных политических и экономических игроков мероприятие не собрало. В основном это были местные политики не первого эшелона и председатели микроскопических организаций. Медведчуку не осталось ничего, кроме как открыто признать мероприятие провальным.
Кадровый кризис «Русского мира» в Донбассе, на первый взгляд, является странным, ведь там всегда хватало адептов славянского братства во всех его смыслах. Но специфика Донбасса заключается в многолетнем и абсолютном доминировании регионалов. Тот, кто хотел (и мог) делать политическую карьеру, рано или поздно оказывался в рядах Партии регионов. Наконец, регионалы не подмяли под себя только тех, кто серьезной угрозы не представляет или является более-менее контролируемым. Поэтому экспортерам «Русского мира» придется искать себе новых подрядчиков, независимых от теперь уже прозападной ПР. Учитывая обстоятельства, эта работа – тяжелая и неблагодарная.
К тому же, терпимостью по отношению к конкурентам регионалы никогда не отличались. Это касается и противников, и тех, кто пытался освоить электоральное поле Востока и Юга. Вспомним только, как в 2011году крымские православные казачки решили «покачать права» и силой установить крест возле Феодосии. Несмотря на демонстративную православность Виктора Федоровича, милиция и «Беркут» отреагировали жестко – казачки получили немало синяков и когнитивный диссонанс. Слава Натальи Витренко также сошла на нет при «бело-голубых», а не «оранжевых». Наконец, стоит вспомнить и то, как лишили мандата ультрапророссийского нардепа Игоря Маркова – рука не дрогнула. Очевидно, тем, кто захочет сформировать действенную пророссийскую оппозицию к ПР, придется туго. Не стоит забывать, что новых носителей «Русского мира» будут «прессовать» не только регионалы, но и вся оппозиция. В ситуации, когда перед выборами приходится драться даже за электоральные крохи, лишний «рот» никому не нужен.
Впрочем, есть основания полагать, что «регионалы» не станут ждать появления независимой пророссийской оппозиции и создадут ее сами. Тем более, что эту роль в базовых регионах регионалы могут спокойно отдать КПУ. Несмотря на общность электорального поля, ПР имеет многолетний опыт сосуществования с коммунистами – от работы на местах до сессионного зала Верховной Рады. Как свидетельствуют факты, всерьез переходить в оппозицию к «бело-голубым» коммунисты не решаются. Упражняясь в маневрировании между антиолигархической риторикой и сотрудничеством с олигархическим режимом, КПУ достигла высокого уровня мастерства. Например, в августе КПУ митинговала в Луганске против «вонючей Европы», где нардеп-коммунист Спиридон Килинкаров обвинил президента в предательстве Донбасса. А несколькими днями позже фракция КПУ дружно проголосовала за евроинтеграционный закон в Верховной Раде. Таким признанным мастерам политической эквилибристики не страшно доверить «Русский мир». К тому же, соответствующую риторику коммунисты давно освоили.
Что касается Кремля, он вряд ли сможет в ближайшее время представить нам свою креатуру. Наконец, когда вообще у Кремля были реальные креатуры на Украине? Тот же Янукович образца 2004 был креатурой Леонида Кучмы, а Владимир Путин (и российская пропагандистская машина) только демонстрировали свою привязанность к нему. Если креатурой Кремля считать Наталью Витренко из ПСПУ, то траектория ее политического взлета характеризует российских политтехнологов крайне плохо – это был наглый «распил» нефтерублей. То же можно сказать и про немногочисленные маргинальные организации вроде «Донецкой республики» или «Русского блока». Авральная реанимация политического трупа Медведчука – если это действительно кремлевский проект – выдает скорее бессилие Москвы, чем ее экспансионистский потенциал. Более проигрышной фигуры, чем изъеденный молью кучминский «серый кардинал», найти было трудно. Учитывая значительные средства, которые вливались в его совершенно формальную «раскрутку», существуют подозрения, что Путину больше не к кому обращаться, кроме своего украинского кума.
Очевидно, что если «Русский мир» и создаст Украине проблемы, то только благодаря усилиям самих украинцев, которые примут эту идею на вооружение и сильно ее «раскрутят» под одобрительные аплодисменты Кремля. Но пока таких украинцев не видно. Поэтому в ближайшие годы призрак «Русского мира» будет неприкаянный бродить по Украине, пугая суеверных и склонных к паранойе граждан. Да и кто сказал, что Кремлю нужно на Украине нечто большее, чем видимость присутствия для удовлетворения имперских комплексов самих россиян? Призрака для этого вполне достаточно.
Перевод: Антон Ефремов.