Евросоюзу следует добиться того, чтобы Москва уважала его правила. Такое мнение высказал в комментарии, написанном специально для DW, Штефан Майстер из Европейского совета по международным отношениям.
Звучащая внутри ЕС критика растущих авторитарных тенденций в России периода правления Владимира Путина усиливается. В то же время сам Евросоюз, который переживает кризис еврозоны, в России все меньше воспринимают как образец для подражания. Отрицательные впечатления и стереотипы играют главенствующую роль в отношениях между Брюсселем и Москвой. Ожидания обеих сторон очень сильно отличаются друг от друга, и если они не оправдываются, это приводит к глубокому разочарованию. Чтобы изменить такое положение дел, Евросоюзу необходимо более реалистично оценивать современную ситуацию в России.
Россия гораздо сложнее и плюралистичнее, чем это принято признавать в Европе. Россия - это не только авторитарный президент Путин, который нарушает права человека и демократические стандарты, но и - в большей степени - общество, критично настроенное как к собственным политикам, так и к влиянию Запада. Однако граждан России все больше волнуют не масштабные политические темы, а бездействие общественно-правовых институтов в их регионе или городе. Коррупция в области образования и приватизация в сфере здравоохранения беспокоят россиян сильнее, нежели внешние угрозы, даже если российское руководство и утверждает обратное.
Не принимать российские правила игры
Государства ЕС вряд ли способны повлиять на российскую внутреннюю политику, но они могут изменить направление и эффективность политики самого Евросоюза. Взаимозависимость экономик и общественных институтов обеих сторон предлагает действенные инструменты для более широкого сотрудничества и обмена с Россией. И если обращать внимание только на политический режим в этой стране и игнорировать происходящие в ней общественные процессы, это приведет к ошибочной оценке сегодняшней ситуации в России.
Евросоюзу следует осознавать свои преимущества и в отношениях с Россией не соглашаться с российскими правилами игры, а настаивать на соблюдении его собственных правил. Это касается как экономической и энергетической, так и визовой политики. Российский газовый концерн «Газпром» стремится добиться от европейских партнеров долгосрочных контрактов на поставку газа и сохранить свою монополию на его транзит. Это легитимное желание, однако ЕС не обязан его выполнять. Инфраструктура и выручка «Газпрома» зависят от Евросоюза намного сильнее, чем ЕС зависит от этой компании. Европа - крупнейший и самый важный рынок сбыта для «Газпрома».
Евросоюз реформирует свою политику в сфере энергетики, и Еврокомиссия инициировала антимонопольное расследование в отношении «Газпрома». Тем самым ЕС устанавливает на своем энергетическом рынке четкие и понятные правила, ведущие к большей прозрачности и конкуренции. Если «Газпром» откажется признать их, тогда он потеряет свою долю на этом рынке. В то же время следует обеспечить «Газпрому» - чтобы не демонизировать его - такой же доступ к европейскому рынку, какой имеют норвежские или катарские поставщики, если российская компания будет соблюдать эти правила.
Облегчение визового режима стимулирует сотрудничество и преобразования
Кроме того, правительствам государств Евросоюза необходимо разъяснить своим согражданам, что облегчение визового режима для соседних стран в Восточной Европе не только улучшит экономическое сотрудничество с ними и ускорит социальные преобразования в этих странах, но и повысит привлекательность и безопасность самого ЕС. Однако и здесь сохраняет силу тот же принцип: если согласиться с российскими правилами и пойти на компромисс в выдаче виз для владельцев служебных паспортов, это подорвет доверие российского общества к ЕС.
Главное, чтобы Евросоюз контролировал, кто именно и на каких именно условиях получает визы. Визовый вопрос является центральным, поскольку тем самым ЕС посылает жителям постсоветских государств сигнал о том, что Евросоюз заинтересован в расширении контактов с ними. В то же время не следует забывать, что для легитимности элит внутри постсоветских стран очень важно, признают ли их политику и правила зарубежные партнеры, в особенности ЕС.
Достичь равновесия в отношениях
Евросоюзу также следует сделать выводы из ошибок, допущенных в странах арабского мира, и сосредоточиться не столько на стабилизации авторитарных режимов, сколько в большей степени на потенциальных партнерах внутри политических элит и общества. Речь идет не о том, чтобы направить политический курс исключительно на развитие гражданского общества, а о том, чтобы добиться сбалансированности отношений с политическим руководством и с потенциальными партнерами в деле преобразований. Искать этих партнеров следует не столько среди небольшой группы оппозиционеров либеральной и прозападной ориентации, сколько среди представителей малого и среднего бизнеса, активистов гражданского общества, приверженных всеобщим демократическим принципам, а также среди открытой либеральной части политической элиты в России.
Евросоюзу необходимо создать платформу для общения с этими группами. Такое общение - не улица с односторонним движением из Брюсселя в Москву, а двусторонний процесс, в котором общества учатся друг у друга. И для этого требуется создать условия лучше тех, которые существуют сегодня.
Штефан Майстер, ведущий аналитик Европейского совета по международным отношениям (European Council on Foreign Relations, Berlin).