Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Отказ Верховного суда принять иск группы израильских граждан, потребовавших, чтобы их признали израильтянами по национальности и изменили данный параграф в документах реестра народонаселения министерства внутренних дел, является еще одним поражением прогрессивных сил в гражданской борьбе за облик Израиля. Спустя 65 лет после создания государства власти не признают отдельную израильскую национальность, не имеющую отношения к конфессиональной и этнической принадлежности.
В отличие от судьи окружного суда Ноама Сольберга, отклонившего шесть лет назад просьбу истцов, аргументировав свое решение тем, что этот вопрос является идеологическим, историческим, политическим, но никак не юридическим, - судьи Верховного суда согласились обсудить тему национальности и гражданства, постановив, что данный вопрос подлежит юридическому рассмотрению. В своем решении судьи отрицают существование израильской национальности и отмечают, что нет убедительных доказательств того, что сформировалась отдельная израильская нация, не связанная с религиозной и этнической идентичностью.
Судья Ханан Мельцер постановил, что концепция, отделяющая гражданство от национальности, закреплена, среди прочего, конституционным статусом – как известно, государство Израиль определяется Основным законом в качестве еврейского государства. Иными словами, объединение различных этнических групп в единую израильскую нацию будет, с точки зрения Мельцера, противоречить еврейскому (и даже демократическому) характеру государства Израиль.
Подобное разделение между национальными и гражданскими аспектами отнюдь не случайно. Это свидетельствует об относительном провале попыток государства Израиль, с момента своего основания, предоставить равные права своим гражданам. И хотя в своем постановлении Верховный суд подчеркивает обязанность государства предоставлять своим гражданам, жителям, поданным равные права, у реализации подобной концепции гражданского равенства очень мало шансов до тех пор, пока государство идентифицирует себя в качестве еврейского и законодательно закрепляет превосходство одной группы населения над всеми остальными.
Демократическим решением проблемы могла бы стать ликвидация в реестре министерства внутренних дел параграфа «национальность». Государство и его законодатели должны одинаковым образом относиться ко всем гражданам Израиля. Идентификация в качестве евреев, арабов или представителей любой иной национальности должна являться исключительно личным делом самих граждан, а не навязываться государством посредством официальной регистрации. Евреи в других странах никогда не согласились бы с тем, чтобы их еврейство было зафиксировано в официальных документах без их согласия, было навязано им государственными инстанциями. Вопрос самоидентификации – личное дело гражданина в любом демократическом государстве.