Две страны на Южном Кавказе, образовавшиеся более двадцати лет назад после окончания советского правления, выбрали для себя совершенно различные пути, а их отношения с Москвой отличаются друг от друга с самого начала обретения ими независимости. Армения установила очень близкие отношения с Россией, тогда как Азербайджан превратился в верного союзника Соединенных Штатов и Запада в более широком смысле. Но почему тогда, если их стратегическая важность для Вашингтона совершенно несопоставима, Соединенные Штаты продолжают сваливать в кучу Армению и Азербайджан? Солдаты из преимущественно мусульманского Азербайджана принимали участие выполнении в военных операциях Соединенных Штатов в Косово, Афганистане и Ираке. Азербайджан играет важную роль в функционировании так называемой Северной распределительной сети (Northern Distribution Network), используемой в качестве маршрута транспортировки грузов в Афганистан и из Афганистана. Азербайджан – ключевой элемент в достижении Европой энергетической независимости, он играет важнейшую роль как при республиканской, так и демократической администрации со времени президентства Джорджа Буша-старшего. Государственное энергетическое предприятие этой страны занимается строительством целой серии трубопроводов – все они по протяженности длиннее, чем трубопровод Keystone XL, – которые будут протянуты до Италии, а затем и до Центральной Европы.
Благодаря своему географическому положению к северу от Ирана, Азербайджан является важным партнером в области сбора информации и будет играть незаменимую роль в случае возникновения конфликта. Эта страна уже имеет тесные отношения в области безопасности с Израилем, которые включают в себя также совместное производство беспилотников. Армения, в отличие от этого, имеет тесные международные отношения только с двумя странами – с Россией и с Ираном.
Однако в американских головах Армения и Азербайджан связаны между собой, что объясняется в первую очередь продолжающимся конфликтом по поводу Нагорного Карабаха – международно признанной азербайджанской территории, находящейся под контролем Армении с момента окончания холодной войны. Лоббисты, защищающие интересы Армении, имеют влиятельных друзей в конгрессе. Однако этот конфликт не должен связывать в одно целое американскую политику в отношении этих двух государств.
Два недавних события подчеркивают стратегическое значение существующего контраста: в середине августа российский президент Владимир Путин нанес обставленный знаками внимания визит в Азербайджан, а в начале сентября Армения решила вступить в российский неосоветский Таможенный союз. Для американской политики важно не только понимать эти различия, но и строить свои отношения и действия на основе существующей региональной реальности. Тогда как одинаковое отношение к Азербайджану и к Армении можно уподобить закапыванию головы в песок.
Путин нередко отступает от существующих правил во время своих визитов в бывшие советские республики. Перед камерами он соблюдает протокол, но как только микрофоны выключаются, он, как известно, меняет свой тон.
Однако во время своей недавней поездки в Азербайджан он с подчеркнутым уважением относился к президенту Ильхаму Алиеву – как публично, так и в частном порядке. Это можно воспринимать как свидетельство уважения к укрепляющемуся статусу Азербайджана в регионе и в мире. Обычно визит Путина – это уже достаточно сильный сигнал из Москвы, но в Азербайджане российский президент чувствовал необходимость показать свою заинтересованность в установлении более тесных отношений с этим обладающим значительными энергетическими запасами прикаспийским государством. Игорь Сечин, правая рука Путина и президент контролируемой государством нефтяной компании «Роснефть», побывал в Баку до приезда Путина. Шесть членов кабинета правительства, а также генеральные директора крупнейших российских предприятий сопровождали Путина в его поездке. Но в Азербайджане Путин, судя по всему, почувствовал необходимость поиграть мускулами: российские боевые корабли прибыли в порт в Баку во время визита российского президента.
Несмотря на все усилия, он уехал с пустыми руками
В этом году Азербайджан избавился от российских технических специалистов, обслуживавших радарную установку. До этого он прекратил экспорт нефти через российскую территорию. В Азербайджане приближаются президентские выборы, в ходе которых финансируемые Россией оппозиционные кандидаты могут бросить вызов президенту Алиеву. Однако Путину не удалось подписать соглашение по экспорту природного газа с азербайджанской государственной энергетической компанией – говорят, что именно этого он и хотел, – и он уехал домой, получив смутные обещания относительно совместной работы (кстати, от Вашингтона он получил больше в сирийском вопрос). Это было унизительным результатом для российского лидера, делающего большую ставку на то, чтобы выглядеть сильным и держащим ситуацию под контролем политиком, особенно на постсоветском пространстве.
Одним из средств, с помощью которых Путин демонстрирует свою силу, является российский Таможенный союз, который, по его мнению, постепенно должен превратиться в Евразийский Союз. Предположительно, он должен походить на Евросоюз, но на самом деле пугающе напоминает Советский Союз. Однако ограничительные тарифы Таможенного союза, которые должны поставить в более выгодные условия развитие торговли с Россией, вызывают широко распространенный скептицизм среди российских соседей по поводу этого проекта. Так, например, Азербайджан ясно дал понять, что не намерен к нему присоединяться. Обычно пророссийское правительство Украины активно борется с российскими попытками. Даже такие бедные государства, как Киргизия и Таджикистан, лишь под давлением Москвы стали двигаться в направлении членства в Таможенном союзе.
Показательно, что 3 сентября Армения спешно приняла решение о вступлении в Таможенный союз, что не только дает обратный ход попыткам президента Саргсяна спустить этот вопрос на тормозах, но и откладывает в долгий ящик обсуждение Арменией с Европейским Союзом вопроса относительно заключения соглашения об ассоциации и свободной торговле. Бросаясь в объятия Москвы, Армения на самом деле сигнализирует западным институтам о том, что она больше не заинтересована в реформах и в европейской интеграции. Экономика этой страны полностью зависит от денежных переводов армянской диаспоры в России. Связанные с Кремлем компании контролируют значительную часть сохранившейся экономики, включая имеющую важнейшее значение энергетическую распределительную инфраструктуру. Правительство Армении имеет неблагоприятно влияющий на экономику страны долг перед Москвой, и эта бывшая колониальная держава располагает военной базой с персоналом в три тысячи человек в Гюмри, втором по численности городе страны. Особенно тревожным представляется тот факт, что Москва, согласно договору, обязана защищать Армению в случае возникновения крупного конфликта с Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха.
Еврокомиссар по вопросам расширения Штефан Фюле (Stefan Fuele), комментируя решение Еревана в пользу российского Таможенного союза, а не соглашения о свободе торговли с Евросоюзом, заявил, что теперь «сложно представить» дальнейшую западную интеграцию Армении. Такова прискорбная реальность сделанного Арменией выбора, и это должно найти отражение в американской политике, поддерживающей более широкую европейскую интеграцию, в том числе с южнокавказскими соседями.
Лучше всего было бы вовлечь в этот процесс Южный Кавказ в целом, рассматривая такие малые государства, как Азербайджан и Армения, в качестве стратегических партнеров в сложном регионе, и двигаться вперед к разрешению существующего между ними конфликта. Однако реальность такова, что Азербайджан уже укрепил свой суверенитет с помощью запасов нефти и газа, тогда как Армения в значительной мере отказалась от проведения независимой политики. Это не означает, что Вашингтон не должен больше заниматься Арменией: прочные отношения с Ереваном в сложившейся ситуации лишь приветствуются. Вместе с тем, следует провести новую политическую «калибровку», чтобы более тесно работать с Азербайджаном. Это принесет стратегические дивиденды как Соединенным Штатам, так и Азербайджану.
Александрос Петерсен является автором книги «Мировой остров: Евразийская геополитика и судьба Запада (The World Island: Eurasian Geopolitics and the Fate of the West).