Белоруссия является частью Единой электроэнергетической системы БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия и Литва). Линии электропередачи соединяют ее с Россией и Литвой, а также с Украиной. Соединительная мощность на российском направлении высокая, а на литовском она скорее всего будет снижаться, поскольку Литва приняла решение войти в европейскую континентальную электроэнергетическую систему.
Четыре пятых белорусской электроэнергии производится с использованием российского газа. В соответствии с Энергетической стратегией страны на 2011-2020 годы Беларусь должна построить угольную электростанцию мощностью 1000 МВт и АЭС мощностью 2400 МВт, а также ветровые и гидроэлектростанции с общей мощностью 300 и 120 мегаватт соответственно. Если эти планы будут реализованы, зависимость республики от российского газа, используемого для производства электроэнергии, к 2020 г. должна снизится до 55% (в 2009 г. было 80%).
До чернобыльской аварии в Белоруссии возводился реактор ВВЭР-1000, однако в 1988 г. его строительство было остановлено. Но в 2006 г. вновь было принято решение строить АЭС мощностью 2000 МВт в Могилевской области (тогда были выбраны две возможные площадки), где расположена большая часть белорусской промышленности. Эксперты посчитали, что электричество, производимое на этой электростанции, будет в два раза дешевле того, которое производится с использованием газа. После объявления конкурса на строительство объекта в нем пожелали принять участие сразу несколько компаний: российский «Атомстройэкспорт», американцы из «Westinghouse-Toshiba», французская «Areva» и китайская корпорация «Guangdong». Победили россияне, и в 2007 г. стартовал процесс выбора площадки. И тогда кроме Могилевской области появился вариант с Островцом, который в конечном итоге и был выбран, несмотря на протесты литовской стороны.
Планируется, что в 2019 г. на Островецкой АЭС заработает первый водо-водяной реактор ВВЭР-1200, а второй должен быть запущен в 2020 г. Новейшие российские ВВЭР реакторы также безопасны, как их американские, французские и японские аналоги. Поэтому утверждать, что у границ Литвы проводится атомный эксперимент, не следует, тем более что реакторы такого типа (только более старого образца) успешно работают в Чехии, Словакии и Финляндии. С другой стороны, даже при наличии отличной технологии не меньшее значение имеет культура строительства и управления объектом. Когда она находится на низком уровне, весьма сложно судить о безопасности всего ядерного объекта.
Если говорить о будущих ядерных отходах белорусской АЭС, то Россия обычно, если атомная станция строится в не обладающей ядерным оружием стране, вывозит их к себе, перерабатывает в менее «грязные» компоненты и возвращает на хранение в государство, эксплуатирующее российский реактор.
В 2011 г. Москва и Минск подписали соглашение о выделении Белоруссии кредита в размере 10 млрд. долларов, которые должны покрыть 90% расходов на строительство Островецкой АЭС. С учетом того, что российскому электроэнергетическому сектору самому нужны огромные деньги на модернизацию и развитие, финансирование белорусского проекта во многом будет зависеть от того, как успешно Россия будет продвигать собственные энергетические интересы в странах Балтии, которые по сути должны стать одним из основных рынков сбыта для островецкой электроэнергии.
При оценке конкурентоспособности своей АЭС белорусы основывались на предложенной МАГАТЭ методологии ИНПРО, которая учитывает расходы на строительство станции, на ее инфраструктуру, на решение проблемы ядерных отходов и на ее техническую и физическую безопасность. Анализ показал, что цена произведенного на Островецкой АЭС электричества составит 5,81 американских центов за кВт-ч (для сравнения, его цена на новой угольной электростанции будет 6,52 цента за кВт-ч, а на газовой электростанции она составляет 6,76 цента за кВт-ч). Если все будет так, как посчитано, белорусы смогут серьезно задуматься об экспорте своей электроэнергии в балтийские страны. С другой стороны, пока никто не может сказать, какой будет окончательная цена островецкого электричества и какой будет цена электроэнергии на балтийском рынке в 2020 г.
При этом не стоит забывать о подписанном в 2009 г. договоре о сотрудничестве в области атомной энергетики между Белоруссией и Китаем. А в прошлом году китайская энергетическая компания одержала победу в конкурсе на возведение высоковольтных линий электропередачи (330 кВт), которые соединят Островецкую АЭС с электрораспределительной сетью страны. Этот факт, хотя и в незначительной мере, но говорит о том, что белорусская атомная станция все же будет построена.
Обобщая, можно сказать, что судьба Островецкой АЭС всецело зависит от России, которая к тому же строит свою атомную станцию в Калининградской области. Эти проекты в определенном смысле являются конкурентными, поскольку относительно стран Балтии их цели одинаковы — доминирование российской электроэнергии на местных рынках. В то же время белорусский проект для Москвы не так важен как свой собственный, поскольку Балтийская АЭС помимо всего прочего должна стать гарантом энергетической безопасности российского военного форпоста на Балтике. В том числе поэтому трудно с уверенностью сказать, как завершится проект Островецкой атомной станции. Хотя начало для Беларуси было многообещающим и открывало возможности для ее более тесного электроэнергетического сотрудничества с Литвой, сегодня ситуация выглядит неоднозначной.
Вильнюс практически бессилен воспрепятствовать тому, что Россия руками белорусов строит у литовских границ АЭС. В то же время, если внимательнее посмотреть на процессы, происходящие в Литве и вокруг нее, напрашивается вывод, что в первую очередь от самих литовцев зависит, будут ли рядом с нами российские ядерные электростанции, или не будут. Например, достаточно неопределенная ситуация с Балтийской АЭС спровоцирована в том числе и принципиальным нежеланием Литовской Республики покупать ее электричество. В этой связи можно не сомневаться и в том, что в скором времени Литве поступит предложение покупать электроэнергию Островецкой атомной станции. И опять же - наверно это наше решение окажет определенное влияние на будущее данного проекта.