Можно ли найти логичное объяснение тому, что Иран упорно вкладывает инвестиции в область атомной энергетики для удовлетворения своей годовой потребности в электроэнергии, при этом его потенциал солнечной энергии почти в 13 раз больше? Нет…
Объем финансовых средств, к настоящему моменту вложенных в Бушерскую АЭС, воспринимаемую как «небезопасную с технической точки зрения», составил 11 миллиардов долларов. Станция удовлетворяет лишь 2% существующей потребности в энергии. При этом объем электричества, который Иран теряет из-за изношенности линий электропередачи, достиг 15% от общего объема потребления. Если с помощью совсем небольшого количества денежных средств, потраченных на АЭС, Иран приспособит комплекс передачи электроэнергии к технологии современной эпохи, то избавится от существующих потерь. Но он этого не делает. Почему?
Тенденция советизации
Современная молодежь может прочитать об этих событиях в учебниках по новейшей истории, но наше поколение было их свидетелем. По причине такого рода логики руководства в 1991 году исчез с лица Земли Советский Союз. Главная политическая структура в Москве опиралась на принцип защиты «революции 1917 года», приоритет отдавался противостоянию «внешним и внутренним врагам», поэтому везде, где имело место постоянное вооружение, баллистические ракеты, ядерный потенциал и сведение счетов, все это требовало вмешательства. Советские офицеры были разбросаны от Анголы до Вьетнама, от Ближнего Востока до Афганистана.
Читайте также: Кто действительно правит Ираном?
Со временем «стоимость системы» стала превышать объемы производства в стране, и, как отмечал последний генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев, «сверхдержава, имеющая больше танков и пушек, чем все армии в Европе вместе взятые, которая готовится к полету человека на Марс, стала не способна дать холодильник домохозяйке…» На самом деле, распад начался после этих слов.
Картина, которую сегодня представляет Иран, такова: с каждым днем системе все сложнее нести «революцию».
Общее положение народа
Расходы, которые Иран в течение последних 10 лет посвятил ядерной программе, превысили 100 миллиардов долларов. Эти деньги расходуются на идентичность, охраняющую некую шиитскую революцию, окруженную суннито-арабской географией, от внешних угроз. Суммы расходов на создание баллистических ракет и другие программы не опубликованы, но известно, что значительная часть национального дохода испарилась. Иранский народ не знает, сколько точно стоит сирийская война для вовлеченных в нее стран, как и советские народы не знали цену оккупации Афганистана с 1979 по 1989 годы. Военные бюджеты, которые через Корпус Стражей Исламской Революции передаются таким организациям, как «Хезболла», - это большая тайна, но все эти расходы - часть усилий по «поддержанию революции»…
А как же народ?
Иранский народ живет в стране, экономика которой основана на экспорте нефти и природного газа, где уровень безработной молодежи достигает 30%, национальная валюта риал обесценивается в результате следующих одна за другой девальваций, инфляция сохраняется на уровне 45%, на черном рынке есть даже самые жизненно важные лекарства, происходит институционализация беззакония и коррупции. Согласно официальным данным иранского статистического центра, 10 миллионов иранцев находятся за чертой бедности (на грани голода), 30 миллионов - живут в нищете. Население страны - 76 миллионов. Эта ситуация усугубляется существующим экономическим эмбарго, страна - лицом к лицу с угрозой массовой утечки мозгов.
Также по теме: США - Иран, новая страничка в отношениях
Как далеко?
Тот факт, что религиозный лидер Хаманеи остался недоволен картиной, обрисованной новым президентом Рухани в ходе его визита в Америку, показывает решительность «наследников революции» заставить иранский народ платить. Мы говорим о системе, в которой ресурсы страны ориентированы на военные / атомные расходы, которые компенсируются за счет оторванного от налаженной жизни человека на улице. Есть ли у него шанс на стабильность? Нет…
Воля народа, которая привела в президентское кресло Рухани после сторонника жесткости Ахмадинеджада, показывает, что человек на улице намерен, наконец, проложить в стране путь к изменениям.
Очевидно, Иранская Революция состарилась. Как и Советский Союз.
Может ли Рухани стать Горбачевым?
Есть ли политическая сила, которая сможет провести в жизнь осмысленную программу изменений?
Нет…
Но… На недавних президентских выборах 28% иранцев не участвовали в голосовании, так как рассматривали выборы «театром режима», а 50% тех, кто отдал свой голос, предпочли кандидатуру Рухани за то, что он носитель идентичности «реформатора».
Определенно, эти люди намерены однажды создать условия для истинных перемен.