Политику и психологию объединяет правило: сила разочарования прямо пропорциональна степени ожиданий. В последнее время созданные высокими ожиданиями разочарования стали заметны как во внутренней, так и во внешней политике Турции. Как известно, вопрос дня внутриполитической жизни - пакет демократических реформ. Его не посчитали удовлетворительным некоторые респектабельные круги с высокими ожиданиями. В общественной платформе Партии мира и демократии, как и среди самого курдского гражданского населения, стало употребляться устойчивое выражение, которое как нельзя лучше передает созданное высокими ожиданиями разочарование: гора родила мышь. Ситуацию горы и мыши с точки зрения курдов лучше всего отразил вопрос образования на курдском языке. Его ограничение рамками специальных школ опять же стало источником глубокого разочарования для тех, кто обладал высокими ожиданиями. Другой вопрос, который создавал ожидания не только среди курдов, но и среди более широких социальных слоев, конечно же, снижение десятипроцентного избирательного барьера. Естественным образом неудовлетворительным было признано то обстоятельство, что данный вопрос только открывается для обсуждения.
А что если взглянуть на все это с точки зрения партии власти и ее ожиданий? Тогда, конечно, возникает другая ситуация. Главная сложность - установить хрупкий баланс между ожиданиями и реалиями. Приоритет и ожидание для Партии справедливости и развития (ПСР) весьма очевидны: на ближайших муниципальных выборах набрать, по крайней мере, не меньшее количество голосов, чем на всеобщих выборах 2011 года. Выборы в марте 2014 года имеют прямое влияние на расчеты в Чанкае (официальная резиденция президента Турецкой Республики - прим.пер.), поэтому они внесут существенный вклад в формирование представления о Турции в ближайшие 10 лет. В такой ситуации какой-либо колоссальный прорыв в отношении образования на курдском языке или принятие радикальных шагов по антитеррористическому закону (с Рабочей партией Курдистана и так приняты серьезные политические риски, такие как переговорный процесс) предполагают единственное значение для ПСР: ускользание голосов националистически настроенной части общества к Партии национального движения. В этой связи ПСР сложно удержать непрочный баланс между ожиданиями и реалиями, идеалами и политическими расчетами, реформистской и националистически-консервативной идентичностью партии.
Такие же трудности касаются и сферы внешней политики. Разочарование пережили прежде всего те, кто в Вашингтоне обладал высокими ожиданиями от партии власти в Турции. Однако эта же ситуация характерна и для Анкары, а также для ее ожиданий от Вашингтона. В результате обе стороны - в похожем расположении духа. Анкара никак не дождется желанной реакции и политики по ситуации в Египте и Сирии. Вашингтон не признает произошедшее в Египте переворотом, при этом сейчас режим в Дамаске приобретает легитимность благодаря дипломатическим усилиям вокруг химического оружия. Администрация Обамы глубоко разочарована безрезультатностью усилий по нормализации отношений Турции и Израиля, подходом Анкары к событиям в Гези и, наконец, турецко-китайским соглашением о поставке системы ПВО в Турцию.
Таким образом, и Турция, и США становятся жертвами собственных высоких ожиданий и не соответствующих им реалий. В случае невозможности управлять ожиданиями в области внешней политики, также как и во внутриполитической жизни, в частности по курдскому вопросу, развитие отношений Анкары и Вашингтона в ближайшем будущем может начать движение напрямую к кризису.