Страны Восточного блока и Советский Союз после войны не могли похвастаться качественными дорогами. Поэтому производители автомобилей принялись за работу, чтобы товарищи могли передвигаться по пересеченной местности надежно и комфортно. Так появились машины с полным приводом, и одна из них даже стала предшественником современных SUV.
У внедорожников Восточного блока была общая причина возникновения - их главным образом создавали для нужд армии, потом при необходимости модифицировали для гражданских целей. Военные «джипы» в Чехословакии появились вскоре после войны, когда возник первый прототип автомобиля Škoda 1101 P. Машина сильно напоминала американские Willis. Однако на самом деле это была следующая версия модельного ряда 1101 на шасси довоенного Popular.
Но уже в 1950 году начали тестировать прототип Škodа 965, созданный на основе модели 1101 P, но с более мощным двигателем объемом 1221 кубических сантиметров. Интерес представлял разработанный на основе Škodа 965 тип бронированного военного автомобиля, получивший неофициальное название - «Ярмила» (Jarmila). Официально это была Škoda 971. Однако наибольшего внимания заслуживает «земноводная» модель 972. Этот автомобиль мог плыть в воде со скоростью до 10 километров в час.
Вершиной достижений в области внедорожников стала Škoda 973, появившаяся в 1952 году. У автомобиля для того времени были просто невероятные характеристики. Например, Škoda 973 могла въехать на склон с уклоном до 58% и преодолеть реку глубиной 60 сантиметров. Народ назвал этот автомобиль «Бабетой» (Babeta). Но, к сожалению, было выпущено всего 30 экземпляров - армия начала использовать автомобили советского производства.
Читайте также: Когда Россия встала на колеса
В 1953 году началось производство армейского ГАЗ-69, который попал, видимо, во все армии стран Восточного блока, в том числе в Чехословакию. Автомобиль с каркасной рамой и отключаемым полным приводом вне трассы был вполне хорошим вездеходом. Машина весила 1,5 тонны, двигатель объемом 2,1 литра и мощностью 55 лошадиных сил. Максимальная скорость - 90 километров в час.
Существовали разные версии этого автомобиля, можно было выбрать вариант с двумя или четырьмя дверьми. Машина перевозила 2, 5 или 8 человек и до полтонны груза. И хотя через несколько лет производство ГАЗ-69 переместилось в Ульяновск, автомобиль сохранил свое первоначальное имя - ГАЗ. Только его преемники, выпущенные после 1972 года, до сих пор называются УАЗ-469.
ГАЗ-69 по лицензии также выпускали на румынском заводе Auto Romania, или кратко - ARO. Производство началось в 1957 году, когда из ворот завода выехала модель ARO IMS-57. Однако этот автомобиль был чуть меньше советского эквивалента. Мощность двигателя составляла 50 лошадиных сил, ARO IMS-57 развивал скорость до 80 километров в час. Поэтому через два года ему на смену пришла модель IMS-59 с улучшенными параметрами на уровне машин ГАЗ.
Вершиной модельного ряда IMS стал автомобиль 1964 года - ARO M461. И хотя внешне он был похож на своего предшественника, внутри был целый ряд новшеств. Новым был более сильный четырехцилиндровый двигатель мощность 70 лошадиных сил. Максимальная скорость уже была 100 километров в час. Автомобиль готовили в том числе и на экспорт - в Китай и в Колумбию.
И хотя внедорожники ГАЗ, или ARO, отлично работали, они были далеко не так комфортны для водителя и пассажиров, как обычные легковые машины. Поэтому сам Никита Сергеевич Хрущев решил, что должен появиться автомобиль, способный передвигаться по бездорожью и в то же время удобный на трассе и хотя бы отчасти представительский. Так появился ГАЗ-М-72 «Победа», предшественник современных SUV.
На самом дел это была комбинация седана ГАЗ-М-20 «Победа» и модели ГАЗ-69 повышенной проходимости. От ГАЗ-69 новый автомобиль получил шасси и двигатель – 55 лошадиных сил и полный привод. Дорожный просвет был заметно увеличен, шины тоже были специальным - для бездорожья. В общей сложности было выпущено 4677 автомобилей ГАЗ-М-72 «Победа».