Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
В обществе распространено мнение, что положение женщин в Израиле, с экономической, социальной и культурной точек зрения, стало намного лучше в последние годы, и что израильское общество семимильными шагами идет к абсолютному равноправию между полами. Это мнение вызывает оптимизм у многих женщин, верящих, что их положение постоянно улучшается. Это также вызывает оптимизм у многих мужчин, убежденных, что их жены и дочери живут в мире, который относится к ним с уважением, как к равным.
Проблема, однако, в том, что всякий раз, когда публикуются результаты очередного исследования, касающегося положения женщин на рынке труда, размера их заработной платы, продвижения женщин по карьерной лестнице, женского представительства в политике и во властных структурах, уровня насилия против женщин, уровня бедности среди женщин - перед глазами изумленных граждан предстает весьма печальная реальность, противоречащая мнению о равноправном положении израильтянок. Одним из наиболее известных исследований на эту тему является разработанный Институтом Ван Лир индекс статуса женщины, в основе которого лежат такие данные, как рынок труда, образование, политика, насилие в отношении женщин, женское здоровье. Результаты индексации такого рода свидетельствуют о том, что до подлинного гендерного равноправия в Израиле еще очень и очень далеко.
Согласно данным Института Ван Лир, собранным в период между 2004 и 2011 гг., заработная плата, которую получают израильские женщины, все еще значительно ниже, чем у мужчин и составляет 63-66% от мужского жалования. Число женщин, живущих за «чертой бедности» продолжает оставаться большим, чем количество мужчин, пребывающих в подобной ситуации. Число женщин, заседающих в кнессете и правительстве продолжает оставаться мизерным и очень низким по сравнению с их долей в населении.
Еще один интересный показатель, который может пролить свет на положение женщин на рынке труда, свидетельствует о том, что 20% женщин вынуждены работать на частичную ставку – что вынуждает их получать меньшую зарплату и не позволяет им продвигаться по карьерной лестнице. Работать на неполную ставку их вынуждают объективные причины – уход за домом и детьми. В отличие от женщин – лишь 0,9% мужчин объяснили свою частичную занятость подобными причинами.
Демократическое общество, провозглашающее равенство всех своих граждан, не может смириться с подобными показателями, не может продолжать обманывать себя, что равноправие является чем-то само собой разумеющимся, функционирующим естественным образом. Кнессет и правительство обязаны принять законы, которые будут продвигать равные права для представителей обоих полов, законы, которые обеспечат равные возможности для женщин на рынке труда, которые будут стимулировать мужчин участвовать в работе по ведению дома и воспитанию детей. Это приведет к желаемым сдвигам в общественном сознании. Работодатели, коллеги, супруги и, разумеется, сами женщин должны осознавать, какой разрыв между положением женщин и мужчин существует до сих пор в обществе.