Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Спасем наши волосы

С наступлением осени мы вспоминаем об одной из самых частых эстетических проблем мужчин: облысении. Некоторые научные достижения вселяют надежду, и, кроме того, недавнее научное исследование на братьях-близнецах подтверждает, что наши привычки могут уменьшить воздействие генетических факторов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С наступлением осени мы вспоминаем об одной из самых частых эстетических проблем мужчин: облысении. Некоторые научные достижения вселяют надежду, и, кроме того, недавнее научное исследование на братьях-близнецах подтверждает, что наши привычки могут уменьшить воздействие генетических факторов.

В конце лета - начале осени витрины аптек и магазинов медицинских товаров завалены рекламой якобы чудодейственных препаратов против облысения. Аналогия с опаданием листвы привлекательна, но не имеет под собой научной основы, поскольку у людей выпадение и замена волос происходит в течение всего года. Кроме того, этот процесс весьма отличается от того, который вызывает обычное облысение. Если мы в эти дни и обращаем большее внимание на свои волосы в ванной комнате, то только потому, что по возвращении из отпуска и в начале года всегда стремимся улучшить собственную внешность.

В любом случае, наиболее вероятным является то, что продавцы просто пытаются нас одурачить. «Представьте себе, что девочке-подростку, у которой начались месячные, рекомендуют средство, чтобы она не умерла от потери крови и уверяют, что в течение пяти дней кровотечение прекратится… Так вот, производители некоторых препаратов от облысения прибегают к подобному же приему», - объясняет доктор Рамон Грималт (Ramon Grimalt), преподаватель курса дерматологии на медицинском факультете Университета Барселоны и координатор Испанской группы трихологии (науки о волосах и волосистой части кожи головы) при Испанской академии дерматологии и венерологии (AEDV). «Нам предлагают препарат в сентябре, уверяя, что после трех месяцев лечения у нас восстановится рост волос, хотя это и так произойдет само собой без необходимости тратить деньги на лекарства, - считает доктор Грималт. - Выпадение и замена волосяного покрова представляют собой естественный процесс, который не следует путать с облысением, как менструацию не следует отождествлять с опасностью умереть от потери крови».

Многие млекопитающие меняют шерстный покров при наступлении лета, чтобы легче переносить жару, но люди утратили этот адаптационный механизм. Действительно, в определенные моменты, зависящие от индивидуальных характеристик, может происходить более или менее интенсивное выпадение волос: в обычных условиях у человека ежедневно может происходить замена 80-100 волос в течение всего года. Каждый волос растет от 2 до 6 лет, затем рост останавливается, а затем волос выпадает и заменяется другим. То есть, обычно вместо каждого выпавшего волоса вырастает другой, «хотя мы наблюдаем выпавшие волосы только в ванной комнате, особенно, если они длинные», - поясняет Грималт. 

Облысение и естественная замена волосяного покрова – два совершенно разных процесса. При обычном мужском облысении волосяной фолликул, или корень волоса, постепенно сжимается, в результате чего волосы вырастают все более короткими и тонкими, пока совсем не исчезнут. Существуют также другие нарушения и заболевания, которые вызывают облысение, но в большинстве случае причиной является выпадение волос (аллопеция), связанное с мужскими гормонами. Если говорить более конкретно, то выделяемое тестостероном (главным половым гормоном мужчины) вещество тормозит рост фолликула, что в итоге приводит к облысению.

Проблема заключается не в том, что в крови присутствует большое количество мужских гормонов, а в том, что – как правило, по причине наследственности – на определенных частях головы мужчины, в частности, на залысинах и макушке, расположено много рецепторов, чувствительных к этому веществу.

Когда в подростковом возрасте начинается усиленное формирование гормонов, рецепторы, расположенные на большей части головы, получают команды на прекращение образования волос, в то время как те, что расположены на подбородке, над верхней губой и на груди, получают совершенно иные указания. Модель женского облысения не так легко объяснить, но она в значительной степени связана со старением, семейной предрасположенностью и изменением гормонального уровня при наступлении менопаузы.

Проблема столь стара, как сам человеческий род, и нет никаких четких признаков того, что процент лысых сейчас выше, чем 100 лет тому назад. «Возможно, это ощущение складывается от того, что мир более плотно населен, или потому, что в нашем обществе люди обращают большее внимание на подобные отклонения, но явно нельзя утверждать, что облысение увеличивается», - считает доктор Лаура Лакуэва (Laura Lacueva), специалист в области дерматологии и член Испанской группы трихологии при AEDV. Нельзя даже утверждать, что нынешний экономический кризис и связанные с ним психологические проблемы вызывают большее облысение, говорит Лакуэва.

Облысение остается таким, каким и было раньше, поскольку эта проблема в первую очередь определяется нашей ДНК и нашими гормонами. По этой причине возможности его лечения достаточно ограничены. Но они, тем не менее, существуют, причем не только в области фармакологии.

 

Не все дело в генах 

 

В мае этого года журнал Plastic and Reconstructive Surgery опубликовал результаты исследования, проведенного экспертами Медицинского центра Университета Юго-Западного Техаса с 92 мужчинами, имеющими братьев близнецов. Ученые доказывают, что генетическая основа облысения отчасти может быть компенсирована некоторыми внешними факторами и человеческими привычками.

Как показало исследование, если один из близнецов курил, а другой нет, то у курильщика облысение больше проявлялось в лобной части головы. Возможно, это было связано с сужением кровеносных сосудов вследствие курения (в данном случае, из-за попадания табачного дыма в человеческий организм уменьшается приток крови к корням волос). Большее облысение наблюдалось также у тех братьев, которые более четырех раз в неделю употребляли алкоголь и имели больший избыточный вес.

При сравнении братьев, один из которых часто носил бейсболку, что является обычным явлением в США, объяснение результата вызвало некоторые трудности. Те, кто носил бейсболки, имели большее облысение, но вовсе не потому, что ношение головного убора отрицательно сказывалось на волосах, а скорее всего потому, что бейсболку они надевали для того, чтобы скрыть уже имевшуюся лысину. Вывод, который делают авторы этого оригинального исследования, заключается в том, что, хотя облысение и зависит в определенной степени от генетических и гормональных факторов, но при этом существуют доступные нам компенсационные механизмы.

Здоровый образ жизни может уменьшить облысение, но все же возникает вопрос: есть ли в аптеках действительно эффективные препараты для восстановления волос? Какие бы обещания ни давались в ходе рекламных кампаний, «в продаже имеются лишь два эффективных лекарства, с помощью которых можно излечить облысение: миноксидил, пригодный для применения мужчинами и женщинами, и финастерид, пригодный только для мужчин», - подытоживает доктор Лаура Лакуэва.

Миноксидил является сосудорасширяющим средством и изначально применялся при гипертонии. Возможность его применения для борьбы с облысением была открыта случайно в 80-х годах, когда у некоторых из первых пациентов, принимавших миноксидил, в качестве побочного эффекта неожиданно стали волосы. Механизм действия этого препарата, восстанавливающего рост волос, еще не получил своего детального объяснения, а его действие ограничено во времени (волосы снова исчезают при прекращении приема).

Финастерид действительно борется с облысением, поскольку снижает преобразование тестостерона в дигидротестостерон (именно он вызывает сжатие волосяных фолликулов). В медицине он наиболее часто применяется при лечении доброкачественного увеличения простаты, а к возможным побочным эффектам относятся импотенция, утрата полового влечения, преждевременная эякуляция, ненормальное развитие молочных желез у мужчин и боль в мошонке. Если при лечении облысения соблюдаются рекомендуемые дозы, то проявление вышеописанных побочных эффектов от применения финастерида сводится к минимуму. 

 

Нерекомендуемые альтернативы 

 

За последние годы были изучены многие препараты, которые можно было использовать для борьбы с облысением на гормональном уровне, однако до сих пор не найдено ни одного надежного. Одним из близких к финастериду препаратов является дустатерид, также применяемый при увеличении простаты.

Доктор Эмилио Вильодрес (Emilio Villodres), директор Дерматологического института Вильодреса и основатель Испанской группы трихологии при AEDV, напоминает, что миноксидил и финастерид «являются единственными разрешенными в мире медикаментами для лечения мужского облысения», а дустатерид не может рассматриваться в качестве альтернативы. «Было проведено лишь одно исследование – в Северной Корее – эффективности применения дустатерида», - поясняет доктор Вильодрес перед тем, как уточнить, что данное средство «не может быть рекомендовано, если пациент намерен иметь детей, в особенности в период, предшествующий беременности супруги».

В других случаях побочные эффекты могут быть еще более серьезными. «Стоимость восстановления волос с помощью гормонов будет столь же высокой, как если бы я захотел изменить пол и называться Рамоной», - поясняет доктор Рамон Грималт. В книге «Спасите ваши волосы» (Salvem la pell), врачи Франсеск Грималт и Рамон Грималт напоминают, что «во времена барокко у кастратов не было волосяного покрова на теле, но при этом они никогда не страдали облысением, потому что в результате кастрации дигидротестостерон не достигал рецепторов».

Другим хирургическим способом, правда, гораздо менее радикальным, является пересадка волос. В 1959 году, когда доктор Норманн Орентрайх (Norman Orentreich) представил результаты своих первых трансплантаций, многие говорили, что эти торчащие пучки волос напоминали потрепанную куклу. Но за последние годы способы усовершенствовали, перейдя к пересадке непосредственно фолликулов. Врачи и многие их пациенты считают, что с эстетической точки зрения результаты вполне приемлемы. «Способы трансплантации значительно улучшились 7-8 лет тому назад. При подготовке фолликулов стали использовать микроскопы, благодаря чему пересаженные участки (которые раньше бросались в глаза) не отличаются от остального волосяного покрова», - поясняет доктор Эмилио Вильодрес. 

Люди, обеспокоенные своим облысением, надеются на то, что наука откроет новые способы восстановления волос, однако успехи достигаются крайне медленно даже в столь перспективной области как стволовые клетки. Ровно 10 лет тому назад, в июне 2003 года, Европейское общество исследований волос провело в Барселоне научный конгресс, где две группы исследователей –из Германии и Японии- рассказали о предварительных результатах исследований, в ходе которых они использовали для трансплантации стволовые клетки волосяные фолликулы из области над верхней губой. Эксперимент удался… на мышах. За последние годы этот опыт неоднократно повторяли, особенно в Японии, но применить этот способ на людях довольно сложно.

В июне прошлого года, профессор Кевин МакЭлви (Kevin McEl¬wee), работающий в Университете Британской Колумбии (Канада), также рассказал на конференции в Барселоне о предварительных результатах клинического испытания на 19 мужчинах, страдающих облысением, которым пересадили стволовые клетки с затылка (одного из немногих участков головы, на который не оказывают своего разрушительного действия гормоны).

Результаты, изложенные этим канадским ученым на заседании Европейского общества исследований волос, показывают, что на участках, где применялись стволовые клетки, восстановление волос достигало 19%, в то время как на контрольных участках (не подвергавшихся лечению) они восстанавливались на 6%. Доктор Кевин МакЭлви далее сообщил, что будет проводить второе клиническое испытание и надеется улучшить свои результаты. 

 

Опыт Рафаэля Надаля 

 

Еще одной областью исследований, вселяющей надежду в тех, кто хочет восстановить свои волосы, является плазма крови, богатая тромбоцитами и факторами роста. Летом 2010 года о плазме крови впервые заговорили спортивные газеты, утверждавшие, что теннисист Рафаэль Надаль использует ее для лечения колен.

Доктор Нестор Сантана (Néstor Santana) рассказывает в своей недавно опубликованной заметке о том, как получают это вещество: «Чтобы получить плазму крови, сначала берут обычную венозную кровь и помещают ее в емкость с антикоагулянтом. Затем с помощью центрифуги кровь разделяют на различные компоненты по мере их выпадения в осадок. После того, как кровь разделена на фракции, берется та, которая соответствует плазме крови. С помощью этого метода удается добиться обогащения плазмы крови на 300-700%».

Все указывает на то, что плазма крови помогла Надалю, но пока проведено мало исследований, подтверждающих ее эффективность при борьбе с облысением. В апреле этого года British Journal of Dermatology опубликовал статью об экспериментальном исследовании, проведенном в Милане с 45 пациентами, страдавшими очаговым облысением. В статье говорится о положительных результатах исследования и о том, что плазма крови может использоваться в качестве надежного и эффективного средства для борьбы с этим видом облысения.

Доктор Эмилио Вильодрес поясняет, что «если в области облысения имеется небольшое количество волос, то применение плазмы крови заметно способствует восстановлению волос». «Мы начали применять это лечение в нашей консультации почти два года назад, и у большинства мужчин и женщин, которые к нему прибегли, волосы на обработанных участках кожи стали заметно восстанавливаться», - утверждает доктор Вильодрес.

Доктор Рамон Грималт выступит в качестве научного руководителя Рубины Алвес, чтобы с помощью двойного слепого метода попытаться проверить эффективность этого метода при лечении облысения. «Исследование будет проводиться на группе людей, которым в одну половину головы будет введена плазма крови, а в другую – вода, то есть, плацебо. Ни врачи, ни пациенты не будут знать, какой именно участок подвергся лечению, пока по прошествии шести месяцев мы не посчитаем с помощью современного электронного прибора количество волос на квадратный сантиметр», - поясняет доктор Рамон Грималт.