1. Get Back
Первоначально в песне Get Back была строчка «Не обижай пакистанцев, занявших все рабочие места» (Don’t dig no Pakistani taking all the people’s jobs), но группа ее убрала, когда до нее дошло, что эти на их взгляд ироничные слова в ответ на выступления правых против пакистанских иммигрантов могут быть восприняты как расистские. Они оказались правы: спустя годы The Sun раскопала копию этого варианта и обвинила группу в ксенофобии.
Штатный звукооператор группы Норман Смит (Norman Smith) сам исполнил партию хай-хета (педальные тарелки,- прим перев.) в песне Can’t Buy Me Love, когда уже в студии на Abbey Road обнаружил, что пленка с ударными, записанная в Париже, оказалась местами «зажевана» и пропали высокие частоты в звучании у Ринго Старра. Смит все сам перезаписал, а битлы об этом так и не узнали.
Пол Маккартни посвятил песню Martha My Dear своему любимому трехлетнему бобтейлу, хотя, скорее всего, романтические строки все же относятся к его будущей жене Линде Истман, с которой он познакомился как раз накануне написания песни.
«Еgg man» (яичный человек) в песне I Am the Walrus имеет отношение к другу Джона Леннона Эрику Бердену (Eric Burdon) из группы The Animals. Он дал ему такое прозвище после того, как Бердон рассказал историю про романтическую встречу на Ямайке с девушкой, которая разбила на его обнаженную грудь яйцо и слизала желток с его тела.
Почти весь альбом Please Please Me был записан на пленку вживую за один день 11 февраля 1963 года, а песня Twist and Shout должна была звучать в завершение. Ее оставили на конец, потому что Джон Леннон был серьезно болен, а Джордж Мартин хотел сохранить его голос до финала. Когда подошло время записывать эту песню, у Леннона сильно воспалилось горло, но он рассосал несколько леденцов от кашля Zubes, пополоскал горло молоком и снял рубашку, прежде чем выдать одно из лучших – и самых скрипучих – звучаний за всю свою карьеру. «Долгое время после того у меня не было такого голоса, – рассказывал он в 1976 году. – Всякий раз, когда я глотал, меня как будто скребло наждачкой».
Пол написал песню When I’m Sixty-Four, подыгрывая себе на отцовском пианино, когда ему было 16 лет – задолго до основания квартета The Beatles. Он часто исполнял ее под фортепьяно во времена работы в Cavern Club, когда требовалось заполнить паузу, если выходила из строя одна из колонок.
7. Day Tripper
Режиссеры немецкого радио не решались выпускать в эфир песню Day Tripper, так как слово «tripper» в немецком сленге означало гонорею.
Come Together воспринималась в 1969 году как песня предвыборной кампании гуру ЛСД Тимоти Лири (Timothy Leary) в борьбе за пост губернатора Калифорнии, чтобы сместить республиканца Рональда Рейгана. Слоганом Лири было «come together, join the party» (пойдем вместе, вступай в партию), причем слово «партия» звучало в контексте наркокультуры. Кампания Лири завершилась его арестом за хранение наркотика, что освободило Леннона от обязательств и дало возможность исполнять ее как песню битлов. Позднее Лири обвинял Леннона в «краже» идеи, на что тот отвечал, что ничего ему не должен.
Пол Маккартни в своей книге Paul McCartney: Many Years From Now утверждал, что в песне I Saw Her Standing There басовая партия была позаимствована у Чака Берри из его песни I’m Talking About You. «Я играл те же ноты, что и у него, и они прекрасно ложились на нашу вещь, — сказал он. – Даже сейчас, когда я говорю об этом, я вижу, что мало кто мне верит. И следовательно я придерживаюсь того мнения, что басовый рифф не обязательно должен быть оригинальным.
10. With a Little Help from My Friends
Первоначально песня With a Little Help from My Friends звучала так: What would you do if I sang out of tune / Would you stand up and throw tomatoes at me? (Как тебе, если я запою невпопад / Ты вскочишь, чтобы запулить в меня помидором?), но Ринго заставил поменять слова, потому что не хотел, чтобы кто-то на самом деле надумал кидать в них помидоры, когда они будут исполнять ее на концерте.
11. Savoy Truffle
Джордж Харрисон написал песню Savoy Truffle, чтобы подшутить над своим лучшим другом Эриком Клэптоном и его пристрастием к шоколаду с конфетами. Из-за любви к сладкому у Клэптона постоянно болели зубы, поэтому там и появилась строчка You’ll have to have them all pulled out after the Savoy Truffle (Тебе придется все их подергать после [коробки] Savoy Truffle).
12. Penny Lane
Песня Penny Lane названа так по имени улицы в Ливерпуле, которая, в свою очередь, получила название в честь Джеймса Пенни, богатого работорговца 18 века и ярого противника закона об отмене рабства. Когда писалась эта песня, о данном факте уже мало кто помнил, так что это просто неудачное совпадение.
13. Helter Skelter
На написание песни Helter Skelter Пола подвигла фраза Пита Таунсенда (Pete Townshend – лидер группы The Who) в музыкальном еженедельнике Melody Maker, где тот похвалился, что песня I Can See for Miles (Я вижу на много миль) самая громкая, кровоточащая, непримиримая из всего, что записал его группа. Пол постарался изо всех сил, чтобы сделать еще круче, даже не послушав песни The Who.
14. Yellow Submarine
Донован, автор и исполнитель хитов 1960-х, таких как Season of the Witch и Mellow Yellow, пожертвовал для Yellow Submarine свою строчку Sky of blue, and sea of green, in our yellow submarine. А Ринго случайно неграмотно спел Every one of us has all we need вместо Every one of us has all he needs, и Пол принял эту ошибку – он официально включил в текст «косяк» Ринго.
15. Octopus’s Garden
Ринго написал песню Octopus’s Garden во время отпуска после того, как ему подали мясо кальмара вместо рыбы с картофелем. Когда он заинтересовался блюдом, которого он раньше никогда не пробовал, капитан рассказал о повадках осьминога и о том, что тот имеет обыкновение собирать в своей пещере различные предметы и моллюсков и устраивать из них некое подобие небольшого сада.
16. Doctor Robert
По версии Пола, Джон посвятил песню Doctor Robert доктору Роберту Фрейману (Robert Freymann), хозяину клиники в Нью-Йорке, который предписывал городским знаменитостям коктейль с витамином B12 и большой дозой амфетамина. Помните эпизод в телесериале «Безумцы» (Mad Men)? Вот что-то наподобие.
17. Oh! Darling
Oh! Darling – завершающая песня, записанная Джоном Ленноном с The Beatles 11 августа 1969 года. Последнее из сделанного им в составе группы – он подпевает в этой песне.
18. Hey Bulldog
Видео для песни Lady Madonna на самом деле было собрано на основе материала, отснятого группой во время записи в студии песни Hey Bulldog. Годы спустя Нил Аспиналл (Neil Aspinall) перезаписал видео Hey Bulldog, и это оказалось единственным клипом о том, как группа записывает песню в третьей студии на Abbey Road. Данная сессия оказалась последней, когда четверка битлов была в студии в полном составе. Потом уже в студии постоянно присутствовала Йоко.
19. Dig a Pony
Строчка I pick a moondog в песне Dig a Pony – напоминание о Johnny and the Moondogs, одном из ранних названий группы до того, как они остановились на The Beatles.
20. I’m So Tired
Сэр Уолтер Рейли (Walter Raleigh), исследователь 16 века, ответственный за распространение табака в Англии, о котором неуважительно высказывается Леннон в песне I’m So Tired. Так он выразил свое бессилие перед привязанностью к курению.
21. Dig It
Песня Dig It возникла как случайная импровизация во время заминки при исполнении в студии песни Боба Дилана Like a Rolling Stone.
I’ve Got a Feeling – последняя песня, написанная совместно Ленноном и Маккартни. И в то же время это первая за три предыдущие года по-настоящему совместная работа после песни A Day in the Life. Они совместили две песни, над которыми работали – Маккартни I’ve Got a Feeling и Леннон Everybody Had a Hard Year, когда осознали, что обе вещи сделаны в одном ритме. Леннон добавил также рифф в начале уже завершенной песни.
23. Hey Jude
Пол Маккартни попросил 36 музыкантов, которые должны были исполнить оркестровую партитуру Джорджа Мартина в композиции Hey Jude, записать другую фонограмму для коды, где они поют и хлопают в ладоши, повторяя Na-na-na-na, hey Jude. Но один из них, как утверждают, отказался и ушел, заявив: «Я не собираюсь хлопать в ладоши и петь чертову песню Пола Маккартни!»
24. The End
В песне The End пришлось с трудом заставить Ринго записать соло на ударных, поскольку он просто ненавидел соло на ударных. В интервью 1988 года Пол Маккартни рассказал: когда Ринго пришел в группу, «мы спросили его – а как тебе соло на ударных, и он ответил – я их ненавижу. И мы закричали – великолепно! Мы тебя любим!»