Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если спросить социологов, как можно положить конец бедности, они ответят вам, что необходимо дать образование женщинам. Независимо от того, нравится это развивающимся странам или нет, девушки – это их главный ресурс. И самым главным подтверждением этой идеи стала история Малалы Юсуфзай, пуштунской девушки родом из пакистанской долины Сват.

Если спросить социологов, как можно положить конец бедности, они ответят вам, что необходимо дать образование женщинам. Сумейте ухватить их в тот короткий промежуток времени между 10 и 14 годами, дайте им образование, а дальше просто наблюдайте за изменениями в этом обществе: средний доход на душу населения начнет увеличиваться, уровень младенческой смертности - снижаться, скорость экономического роста – увеличиваться, уровень ВИЧ/СПИД – снижаться. Браки между детьми станут более редким явлением точно так же, как и эксплуатация детского труда. Образованные матери будут стараться дать образование своим детям. Они также будут стараться более экономно тратить семейный бюджет. В прошлом году Всемирный банк подсчитал, что в Кении только неграмотные девочки, если дать им образование, обеспечат рост экономики этой страны на 27 миллиардов долларов в течение их жизни.

Независимо от того, нравится это развивающимся странам или нет, девушки – это их главный ресурс. Как однажды сказал экономист Лоуренс Саммерс (Lawrence Summers), образование женщин, «возможно, является единственной высокоприбыльной инвестицией, доступной в развивающемся мире».

И самым главным подтверждением этой идеи стала история Малалы Юсуфзай (Malala Yousafzai), пуштунской девушки родом из пакистанской долины Сват - ее мать была неграмотна - которая провела детство в школе своего отца, к 11 годам уже прочла «Краткую историю времени» Стивена Хокинга (Stephen Hawking) и которая обладает незаурядным ораторским даром.

И нигде эта идея не встретила такой яростный отпор, как в зеленой долине Сват, где спустившиеся с гор джихадисты терроризировали целые деревни, радикализировали юношей и где в октябре прошлого года один талибский боевик ворвался в школьный автобус, прокричал: «Кто Малала?» - и выстрелил ей прямо в голову за то, что она имела смелость выступить в защиту данного ей Богом права посещать школу.

Малала рассказывает об этом трагическом моменте своей жизни в мемуарах «Я - Малала» («I am Malala»), которые были опубликованы на прошедшей неделе, в то время как сама Малала стала претендентом на получение Нобелевской премии мира. Эти мемуары, написанные девушкой в соавторстве с Кристиной Лэм (Christina Lamb), заслуженной британской журналисткой, питающей особые чувства к Пакистану и отлично знающей его сложную историю, стали той книгой, которая заключает в себе не только драму жизни отдельного человека, но и важное послание о неиспользованном потенциале женщин.

История Малалы начинается с ее отца, Зияуддина Юсуфзая (Ziauddin Yousafzai), сына имама, который с детства впитал глубокую любовь к знаниям, непоколебимое чувство справедливости и решимость отстаивать их, независимо от обстоятельств. Подобно основателю Пакистана Мухаммеду Али Джинна (Mohammad Ali Jinnah), Зияуддин был убежден в том, что помимо меча и карандаша есть третья, еще более мощная сила – женщины – поэтому, когда он увидел в своей старшей дочери умную и любознательную девочку, он стал уделять ей столько же внимания, сколько он уделял своим сыновьям.

Главной мечтой Зияуддина, которую ему удалось реализовать, будучи еще довольно молодым человеком, было создание школы, где он мог бы раскрывать в детях их человеческий потенциал. Сам он был из племени пуштунов, которое мигрировало из Кабула и поселилось на плодородной, но измученной войной границе между Пакистаном и Афганистаном. Зияуддин был наследником древнего рода и богатых традиций, которые уходили своими корнями ко двору тимуридов 16 века. Но он также был бедным человеком с огромными амбициями и пустыми карманами.

Малала родилась в 1997 году, когда ее отец изо всех сил пытался преодолеть массу препятствий на пути к созданию собственной школы: коррумпированный правительственный чиновник, которому он отказался давать взятку, муфтий, который выступал против того, чтобы давать образование девочкам – он называл это харамом и оскорблением ислама – а также свирепый джихад, время от времени напоминавший о себе в форме набегов талибов, которые могли как ограничиться резкими высказываниями, так и начать убивать местных жителей. К тому времени, когда Малале исполнилось 10 лет и она стала лучшей ученицей в процветающей школе ее отца, радикальным исламистам удалось серьезно укрепить свои позиции на всей территории от долины Сват до Исламабада – тогда они уже вели активную борьбу с пакистанской полицией, развешивая отрубленные головы полицейских вдоль дорог.

«Мониба и я тогда читали книги саги “Сумерки”, - вспоминает Малала, - и нам казалось, что талибы появлялись по ночам, как вампиры. Они приходили группами, вооруженные ножами и калашниковыми…Это были странного вида мужчины с длинными, спутанными волосами и бородами, одетые в камуфляжные жилеты и шальвар-камиз, которые они носили вместе с короткими брюками, не закрывавшими лодыжки. На ногах у них были кроссовки или дешевые пластиковые сандалии, а на голову они иногда надевали чулки с прорезями для глаз, и они сморкались прямо в концы своих тюрбанов».

Это было время, когда начались обстрелы школ, и Маулана Фазлулла (Maulana Fazlullah), молодой экстремист, который прежде работал на речной переправе, уже получил кличку Радио Мулла, став главным помощником талибана, установившим власть террора в долине Сват. Фазлулла объявил о закрытии всех школ для девочек, одобрил убийство танцовщицы, а его головорезы расправились с одним учителем за то, что тот отказался поднять штанины брюк выше лодыжек – то есть носить их так, как это делали талибы. «В исламе об этом ничего не сказано», - крикнул учитель в свою защиту.

«Они его повесили, - пишет Малала, - а его отца они застрелили».

Но несмотря на террор, окружавший их, Малалу и ее семью было очень трудно силой заставить подчиняться. Зияуддин продолжал жаловаться на талибанизацию его страны правительственным инстанциям, армии, всем, кто был готов его слушать, и благодаря своей прямолинейности и мужеству он прославился по всей долине Сват. И, хотя Малала научилась ходить в школу, пряча свои учебники под одеждой, она продолжала учиться, добиваться успехов и даже начала выступать с публичными речами в поддержку образования, которые помогал писать ее отец. К 12 годам, когда она уже прочитала «Анну Каренину» и романы Джейн Остин, она уже вела собственный блог для BBC, рассказывая в нем о своей жизни под псевдонимом Гюль Макаи (Gul Makai).

Когда в 2009 году семья Малалы была вынуждена покинуть этот пограничный район, обстановка в котором продолжала накаляться, в рамках того, что девушка назвала «самым массовым исходом в пуштунской истории», они направились в Пешавар, где Малала давала радиоинтервью, встретилась с послом Ричардом Холбруком (Richard Holbrooke), где ей исполнилось 13 лет и она продолжала выступать в защиту права девочек на образование. Проезжая через Абботтабад, Малала и ее семья не могли даже подумать, что там скрывался сам Усама бен Ладен. Вернувшись в свою родную долину, они обнаружили, что их любимая школа – воплощение духа сопротивления – превратилась в укрепление пакистанской армии, из которого та вела перестрелку с талибами.

Мы хорошо помним, чем закончилась эта история: 15-летняя девочка получила выстрел в голову, пострадав одна за целое поколение. Сейчас трудно представить себе более трогательную хронику войны – за исключением, возможно, дневника Анны Франк (Anne Frank). С той лишь разницей, что Анну мы потеряли, а этой девушке чудом удалось выжить. Изуродованная до неузнаваемости пулей боевика, Малала была в срочном порядке доставлена сначала в Пешавар, потом в Равалпинди и, наконец, в Бирмингем, где доктора восстановили ее поврежденный череп и лицо. Но ее улыбка никогда уже не будет прежней.

Малала никогда не скрывала своего лица – ни в тот момент, когда талибский боевик ворвался в школьный автобус, ни в тот момент, когда она выступила перед членами ООН в июле и вновь повторила свой призыв, на этот раз уже немного громче.

«Из Соединенного Королевства приходят хорошие вести, - сообщил командующий военными операциями в долине Сват отчаявшимся родителям Малалы, которые с нетерпением ожидали новостей о состоянии своей дочери. – Мы очень счастливы, потому что наша дочь жива». «Наша», - подчеркивает Малала, потому что она уже успела стать дочерью всей нации. Но она и наша дочь тоже, потому что она защищает универсальные перспективы маленькой девочки.

 

Мари Арана – автор мемуаров «Американская девушка» (American Chica) и биографии «Боливар: освободитель Америки» (Bolivar: American Liberator). Она также написала сценарий к недавно вышедшему на экраны документальному фильму, посвященному образованию в странах третьего мира, «Женское восхождение» (Girl Rising).