Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вновь появившийся интерес Москвы к Латинской Америке не связан с политическими или военными амбициями времен «холодной войны». Он в большей степени основан на политической конъюнктуре и понимании того, что Латинская Америка для России может быть неплохим торговым партнером и регионом для выгодных инвестиций.

В конце сентября в Санкт-Петербурге прошел семинар «Россия и Латинская Америка в глобализованном мире: история и современность», организованный государственным петербургским университетом и институтом Латинской Америки академии наук России.

Участники форма согласились с тем, что Россия вернулась в Латинскую Америку и у нее есть хороший имидж в регионе. Кроме того был сделан вывод, что россияне довольны своим возвращением в Новый свет.

Вместе с тем возвращение России в Латинскую Америку не основано на каких-то новых подходах и финансовых бюджетах, все базируется на  воспоминании  о старых добрых временах. Как заявил один из участников семинара, в основе российско-латиноамериканских отношений лежат «ностальгические воспоминания». После распада СССР Россия практически сдала все свои позиции в регионе. В первую очередь это касается Кубы. Сейчас все тоскуют именно по тем временам, когда Советский Союз имел большой вес в регионе, к его голосу прислушивались, а с его интересами считались.

В отличие от прошлых лет, вновь появившийся интерес Москвы к Латинской Америке не связан с политическими или военными амбициями  времен «холодной войны». Скорее он основан на политической конъюнктуре и понимании того, что Латинская Америка для России может быть неплохим торговым партнером и регионом для  выгодных инвестиций.

Значительная часть людей, которые руководят российской дипломатией, продолжает находиться в плену старых идеологических  понятий, но это не мешает им занимать прагматические позиции и быть более гибкими в решение тех или иных задач.

При этом даже самые убежденные латиноамериканисты не смогли изменить стереотип их мышления. Латинская Америка для Москвы так и не стала приоритетным направлением во внешней политике.
Во всяком случае, если не принимать во внимание отдельные экономические проекты, большая часть произносимых речей  (но не конкретных дел)  относительно Латинской Америки продолжают оставаться в рамках логики времен «холодной войны».

По мнению одного из высокопоставленных сотрудников российского внешнеполитического ведомства, Москва могла бы развивать свои отношения с Латинской Америкой по следующим направлениям:

1. Москва  строит свои отношения с регионом на основе понимания того, что Россия занимает ведущее место в мировой экономике. Исходя из этого, Россия играет важную роль и на международной арене. В качестве примера можно привести постоянные встречи главы МИД РФ со своими латиноамериканскими коллегами в Нью-Йорке на полях Генассамблеи  ООН.

2. Россия придает большое значение сотрудничеству с Латинской Америкой в рамках наднациональных международных структур: БРИКС, G20, АТЭС. Вместе с тем пока не удается выйти на подписание соглашения о сотрудничестве  России  и Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР) из-за определенных трудностей. 

3. Между Москвой и Латинской Америкой существует определенный консенсус по таким значимым темам, как отказ от использования силы в решении международных конфликтов. Это ярко проявилось в вопросе по урегулированию ситуации в Сирии, территориальном споре Аргентины и Великобритании о принадлежности Мальвинских (Фолклендских) островов, экономической блокады Кубы.

4. Сообщество латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК) все более активно участвует в решении международных проблем. Куба, которая сейчас председательствует в этой международной организации, инициировала активизацию сотрудничества с БРИКС, что будет способствовать усилению присутствия России в регионе.

5. Россия проявляет интерес к развитию сотрудничества со странами Латинской Америки в таких сферах, как оборона и военно-техническое сотрудничество (продажа оружия), а также  исследование космоса. Высокопоставленный российский дипломат отметил, что Москва тесно сотрудничает со странами региона в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, международным терроризмом, отмыванием денег. Ежегодно от 100 до 110 российских полицейских посещают различные страны Латинской Америки.

6. Значительно выросли российские инвестиции в регионе, увеличился товарооборот, который составляет 16,2 миллиарда долларов в год.

С такой оценкой российского дипломата соглашаются и академические круги. Они полагают, что Россия могла бы стать противовесом Соединенным Штатам и другим западным странам в Латинской Америке. Такая позиция нашла поддержку и среди латиноамериканских послов, которые принимали участие в семинаре.

В силу своего дипломатического статуса латиноамериканские послы не критиковали политику Кремля. Наоборот, из их уст звучали лестные слова о том, что Россия  является верным другом и даже союзником стран Латинской Америки. Участники международного форума проявили полное единодушие при обсуждении сирийского вопроса. Один из послов заявил, что Москва проделала колоссальную работу по урегулированию сирийского кризиса, а его коллега в своем выступлении подчеркнул, что Россия твердо защищает международное право и строго действует в  рамках мирного урегулирования конфликта.

По чистой случайности в это же время в костариканской газете  La Nación известный политолог и аналитик Константино Уркуйо (Constantino Urcuyo) опубликовал статью под названием «Авторитарный шпион в тропиках» с резкой критикой  Владимира Путина за поддержку режима Даниэля Ортеги.

Публикация заканчивалась следующими словами: «Присутствие России в Центральной Америке нарушает сложившийся здесь баланс сил. Не пора ли правительству Коста-Рики пригласить к себе российского посла и попросить у него объяснений. Если они нас не удовлетворят, то мы должны подумать о разрыве дипломатических отношений с российским режимом, который косвенно на нас нападает и несет нестабильность в регион».

Действительно Россия повернулась к Латинской Америке, и это сейчас связано не с идеологическими интересами, как во времена Коминтерна и кубинской революции, а с экономическими? Вместе с тем, несмотря на то, что сильна ностальгия по возвращению России в регион, не надо забывать, что континент достаточно сложный и разделенный, поэтому построение отношений на основе старой дружбы может привести к серьезным осложнениям.