Он погиб там, где и хотел, в месте, где было применено химическое оружие. Именно это и заставило его отправиться в Сирию. Ему было 28 лет. Будучи убежденным исламистом, в последние годы он стал исповедовать радикальные взгляды. 21 августа он увидел в интернете кадры применения химического оружия в окрестностях Дамаска, на которых были изображены умирающие в мучениях люди, в том числе дети. На следующий день он ушел из дома, оставив семью, которая узнала о нем лишь 17 сентября, увидев фото его мертвого тела в интернете. Муайяд Агбария погиб, сражаясь в рядах сирийской вооруженной оппозиции. Он один из многих иностранцев, которые пересекли границу этой страны, чтобы принять участие в джихаде. Новость заключается лишь в том, что у него был израильский паспорт.
Агбария - первый израильский араб, погибший в бою с войсками Асада. Он не единственный гражданин Израиля, сражавшийся в рядах сирийских повстанцев. По западным оценкам, их в Сирии около 30. Точную цифру назвать трудно, потому что многие вступают в ряды вооруженной оппозиции как палестинцы, которых уже очень много скопилось в лагерях беженцев. По наиболее сдержанным оценкам, на стороне повстанцев воюют порядка 30 тысяч иностранных граждан. Большинство из них представляют исламские радикальные группировки, выступающие теперь и против умеренного крыла оппозиции.
В субботу власти Сирии обвинили повстанцев в похищении группы сотрудников Красного креста в Идлибе, где особенно сильны позиции исламистов. На счету исламских боевиков также захваты и убийства христиан.
Путь, который прошел Агбария, типичен для многих исламских радикалов: относительно обеспеченная жизнь, уход в религиозный экстремизм и решимость сражаться за ислам, в том числе и за рубежом. Десять лет тому назад черные флаги джихада развевались над Ираком. Сегодня то же самое наблюдается в Сирии. В субботу главарь «Аль-Каиды» Айман Завахири призвал исламистов, воюющих против режима Асада, к единству с тем, чтобы превратить Сирию в исламское государство. В 2006 году Агбария уже отправлялся в Иорданию, где безуспешно пытался попасть в отряды, отправлявшиеся воевать в Ирак.
Его отец Абу Муханнад (51 год) признает, что сын восхищался Усамой бен Ладеном «потому, что тот отказался от богатства ради защиты своей веры».
В гостиной его дома, расположенного в израильском селении Муширфа, вывешен черный флаг - символ траура и джихада - и стенд с фотографиями сына, где можно прочитать: «Не считайте мертвым того, кто отдал свою жизнь за Бога, он продолжает жить в раю». Отец заявляет, что гордится «решимостью и настойчивостью своего сына», считавшего «джихад правильным путем, о котором говорится в Коране».
Как рассказывают его родственники, Агбария вступил в ряды Фронта Нусра, сирийского подразделения «Аль-Каиды». Еще более радикальной является группировка «Исламское государство Ирака и Сирии», действующая на севере страны вдоль границы с Турцией, через которую организация обеспечивает прибытие новых исламистов. В прошлые месяцы их отряды стали воевать с более умеренной Свободной сирийской армией, в которой участились случаи дезертирства.
Тот факт, что даже израильские арабы сумели пробраться в Сирию, свидетельствует о широком проникновении радикальных исламистов в эту ближневосточную страну. «И проблема заключается даже не в том, что он сумел пробраться в Сирию. Общение с фундаменталистами из других стран может привести к их активизации на территории Израиля», - считает Йигад Палмор, официальный представитель израильского Министерства иностранных дел. Не будем забывать, что арабы составляют около 20% населения Израиля.
Израильские власти принимают повышенные меры безопасности в связи с выездом этих арабов в Сирию, а также возвращением в страну. Двое были задержаны. Оба проживают в арабском селении Тайбе. 29-летний Хикмат Массарва был арестован в марте по обвинению в том, что примкнул к сирийским повстанцам и обучался обращению с оружием. Он был приговорен к 30 месяцам тюрьмы, согласившись сотрудничать с прокуратурой.
29-летний Абед Кадер Альтале был арестован 14 июля сразу же по прибытии в аэропорт Тель-Авива. Он попал в Сирию с севера и пробыл там всего лишь два дня. Его отец, 60-летний Абу Абед, обратился за помощью к израильским властям и отправился самолетом в Турцию, где и нашел своего сына. Родственники Абеда утверждают, что он верующий, но не фундаменталист, и покинул Сирию, как только смог, не вступив в ряды исламистов. «Он хотел помочь, а не сражаться. Он добрый человек и достойный гражданин. Мы были весьма удивлены его решением отправиться в Сирию. Но как только он увидел, что там происходит, тут же решил покинуть эту страну», - говорит его отец. Его дело все еще находится в суде.
Комментарии читателей
iyar
И что с того? Разве вы сами не сообщали в своей газете о том, что граждане Испании (думаю, что из Сеуты или Мельи) сражаются на стороне исламских боевиков? Среди них есть американцы, чилийцы, французы, немцы и даже австралийцы. Всех их объединяет то, что они мусульмане и принимают радикальный ислам в качестве идеологии. Я читал ряд откликов, авторы которых старательно подтасовывают факты и говорят о сионистском заговоре израильских правящих кругов. И что вы скажете об испанцах, сражающихся на стороне исламистов в Сирии? Это тоже часть сионистского заговора Рахоя? А французские исламисты - результат иудейско-масонского заговора Олланда? Чушь какая!
mila18
С каждым днем становится все более очевидно, что при поддержке Ирана и России Асад удержится у власти. Сирийцы люди серьезные и наверняка запомнят, кто был их врагом и другом в этом кризисе. С благословения США Иран становится новой региональной державой, имеющей собственные ядерные мощности. Решение США вполне разумно: Иран мирная страна, которая никогда ни на кого не нападала и пользуется огромным влиянием в своем районе. Ушли в историю те времена, когда Израиль угрожал не оставить от Ирана камня на камне, если он перейдет ту или иную красную черту. И даже называл при этом конкретные даты.
lmalonso
«Аль-Каида» - террористическая организация только тогда, когда это выгодно. В Сомали «Аль-Шабааб» действует еще более жестоко, и никто не пресекает ее деятельность. Когда в Ираке были американцы, «Аль-Каида», один из игроков в сложной игре, выступала в качестве мишени. Сейчас он продолжает совершать теракты, но все смотрят в сторону Сирии и даже оказывают помощь местным боевикам. Дело уже дошло до того, что США поставили вопрос о нанесении прямого удара по Сирии для оказания поддержки боевикам. К счастью, этого не произошло и с каждым днем становится все менее вероятным.