Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия и Китай — друзья или соперники?

© коллаж ИноСМИГод Дракона в России
Год Дракона в России
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хотя Россия хвалится «лучшими за всю историю» отношениями с Китаем, на самом деле Москва теряет позицию сильной стороны в этом поединке. Китайцы получают российское сырье, торгуют, инвестируют, вырубают российские леса и даже... ищут россиянок на роль жен. Пекин разворачивает экспансию в Азии в ущерб Москве. Почему же Владимир Путин продолжает делать ставку на эту сложную дружбу?

Хотя Россия хвалится «лучшими за всю историю» отношениями с Китаем, на самом деле Москва теряет позицию сильной стороны в этом поединке. Китайцы получают российское сырье, торгуют, инвестируют, вырубают российские леса и даже... ищут россиянок на роль жен. Пекин разворачивает экспансию в Азии в ущерб Москве. Почему же Владимир Путин продолжает делать ставку на эту сложную дружбу?

Формально все развивается и выглядит прекрасно. Частые встречи на высшем уровне при любом удобном случае: последняя — несколько дней назад на Бали в ходе саммита стран АТЭС. Даже президент Владимир Путин охарактеризовал отношения с Китаем как «лучшие за всю историю», а китайцы подали важный дипломатический сигнал, когда новый глава государства Си Цзиньпин накануне саммита крупнейших «восходящих стран» группы БРИКС в ЮАР нанес свой первый заграничный визит в Москву. Обе стороны в один голос говорят о «развивающемся стратегическом партнерстве», а очередные поездки, договоры и сделки сыплются как из рога изобилия.

В июне этого года нефтяной гигант Роснефть подписал контракт на сумму более 260 миллиардов долларов, по которому объем поставок нефти в Китай в течение ближайших лет будет удвоен. В июле обе страны сначала провели беспрецедентные военные учения на море, а спустя месяц — очередные маневры («Мирная Миссия-2013») на Урале, где отрабатывались сценарии антитеррористических операций. Продолжаются переговоры по поставке Китаю 24 российских суперсовременных истребителей Су-35.

Начиная с 2006 года, который был объявлен «годом Китая в России», стали проводиться регулярные крупные культурные акции под патронатом высшего руководства: 2010 был «годом китайского языка в России», 2013 — «годом китайского туризма», а в 2014 и 2015 будут посвящены молодежным обменам. Обе стороны безустанно подчеркивают, что они всецело удовлетворены претворением в жизнь подписанного в 2001 году двустороннего договора, который некоторые нарекли «союзом», хотя китайцы старательно избегают подобных определений в отношении с другими странами.

Владимир Путин и Си Цзиньпин на подписании совместного заявления о взаимовыгодном сотрудничестве и углублении отношений, всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия.


Читайте также: Кризис военного сотрудничества России и Китая

Китайская экспансия

Идиллия ли это? С перспективы России в отношениях с Китаем появляется все больше вопросов, которые зачастую носят стратегический характер. Конечно, общая граница длиной в 4300 километров не делит две страны, как раньше (в 1969 году там чуть было не разразилась война), однако реалии по обеим ее сторонам расходятся все дальше. В то время как китайские провинции на севере и в Манчжурии переживают расцвет, российский Дальний восток (то есть территория за Уралом) борется с серьезными проблемами: недостатком инвестиций, недостаточным уровнем развития, отсутствием перспектив и, самое главное, резким уменьшением численности населения. На момент распада СССР там проживало более 16 миллионов человек, в последнее время эта цифра начала приближаться к шести миллионам при сохраняющейся негативной тенденции. В свою очередь, с китайской стороны границы живет более 110 миллионов человек, задействованных в новых проектах, инвестициях и предприятиях.

Сколько из них на время или навсегда переезжает в Россию остается темой домыслов, поскольку точных данных на этот счет нет. Россияне не ведут таких подсчетов, поскольку это неловкая и слишком тонкая в общественном смысле тема, что оказывается выгодным: с китайцами приходят товары, инициативы и жизненная энергия, которые так нужны на этих заброшенных территориях. Ясно одно: каждый, кто оказывается за Байкалом, может наглядно убедиться, как много там китайцев (мужчины, например, ищут россиянок в жены, потому что в стране с жесткой политикой одного ребенка женщины оказались в дефиците).

Ситуацию недавно хорошо обрисовали в своей книге «Бесшумный китайский захват» два испанских журналиста Эриберто Араухо (Heriberto Araújo) и Хуан Пабло Карденал (Juan Pablo Cardenal), которые не понаслышке знакомы с Китаем. Они описывают, как китайцы захватывают российские полезные ископаемые, инвестируют, торгуют и вырубают сибирские леса, выгоняя из них тигров.

Существование это явления подтверждает растущий торговый оборот, который за один 2011 год вырос на 42,7% до суммы в 79,2 миллиарда долларов, при (вполне реальной, по мнению экспертов) цели в 100 миллиардов в 2015 году и (что уже более фантастично) в 200 миллиардов в 2020.

Совместное российско-китайское учение "Мирная миссия-2013"


Также по теме: К 2035 году Китай станет угрозой для России и Америки

Все отчетливее становится тенденция, что Китай поставляет России технику и сложное оборудование, тогда как россияне могут предложить все меньше в сфере вооружений (потенциал остается только в морском флоте), превращаясь в поставщика сырья. Сейчас 58% российского экспорта в Китай приходится на нефть и газ, далее идут никель, палладий, железная руда и химическая продукция. Единственное утешение — российский торговый профицит в размере около 15 миллиардов долларов в августе текущего года.

Россия отступает

В стратегической плоскости россиян сильнее всего заставил задуматься, пожалуй, сентябрьский визит Си Цзиньпина в среднеазиатские страны, начиная с Казахстана, с которым были подписаны договоры на 30 миллиардов долларов. Араухо и Карденал уже раньше констатировали: «Пекин вторгся в Среднюю Азию», однако сейчас заключение очередных многомиллиардных контрактов не могло не обеспокоить Москву особенно в контексте ее собственных инициатив по интеграции этих территорий.

Представители стран региона от Монголии до всех среднеазиатских республик в один голос подчеркивают на международной арене: мы имеем дело с отступлением России и экспансией Китая. Если обратиться к тезисам «отцов» геостратегии, такую перемену должны заметить не только в Москве.

Российские эксперты уже дольно часто выражают опасения относительно направления развития отношений с «китайским драконом», которые все больше низводят Россию если не на проигрышную, то, по меньшей мере, на второстепенную позицию. Однако железная воля президента Владимира Путина, который хочет сотрудничества с Китаем, остается непоколебимой.

В современном мире на будущее влияет не только объем товарооборота, но и его структура, размер инвестиций и направление миграции. На всех этих направлениях Россия проигрывает, но все равно продолжает вести игру с Китаем. Можно только подозревать (твердых доказательств этому нет), что все дело в желании «утереть нос» США и Западу, которые остаются пока доминирующими силами. Но что будет, когда, Запад, чему уже есть предзнаменования, на самом деле ослабнет?