Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Евразийский экономический союз — главный политический проект В. Путина в период его третьего президентского правления должен начать свое функционирование с 2015 года. Казалось бы, надо скрупулезно готовить необходимые документы, согласовывать интересы, преодолевать противоречия на переговорах с Белоруссией и Казахстаном. Времени осталось немного, а там проблем — выше крыши.

«Нет у нас сил на империю».

Александр Солженицын.


Евразийский экономический союз ( — главный политический проект В. Путина в период его третьего президентского правления должен начать свое функционирование с 2015 года.

Казалось бы, надо скрупулезно готовить необходимые документы, согласовывать интересы, преодолевать противоречия на переговорах с Белоруссией и Казахстаном. Времени осталось немного, а там проблем — выше крыши.

Но Москва почему-то озаботилась совсем другим. Она решила, что трех государств в ЕврАзЭС мало, это не очень престижно, надо бы еще кого-то присоединить. А если желающих нет, то надо их заставить. Или хотя бы предотвратить движение постсоветских государств в сторону ЕС в рамках программы «Восточное партнерство». В преддверии ноябрьского саммита Евросоюза в Вильнюсе Россия предприняла недюжинные усилия, дабы предотвратить подписание каких-то документов об интеграции ряда стран-партнеров этой программы в европейские процессы. Летом была проведена кратковременная превентивная «таможенная война» с Украиной.

Показательная история произошла с Арменией. Еще в марте армянский президент С. Саргесян утверждал, что его страна не собирается вступать в Таможенный союз. Но 3 сентября после переговоров с В. Путиным он заявил о намерении присоединиться к союзу России, Белоруссии и Казахстана.

Одновременно началось давление России на Молдавию. Был введен запрет на экспорт молдавского вина в РФ, начались проблемы у гастарбайтеров из этой страны, работающих в РФ.

Но, похоже, Москва не рассчитала силы. Давление на Украину только консолидировало украинскую элиту в ее решимости интегрироваться в Европу. Киев принял твердое решение подписать Соглашение об ассоциации и создании зоны свободной торговли с ЕС.

Более того, Белоруссия и Казахстан не поддержали силовые действия России в отношении Украины. Союзники не присоединились к «конфетной войне» с Киевом.

7—8 октября украинский премьер-министр Н. Азаров осуществляет официальный визит в Беларусь. Казалось бы, очередной приезд главы правительства соседней страны, ничего необычного, обыкновенная рутина. Однако тот факт, что этот визит происходит между российско-украинской таможенной войной и предстоящим подписанием в Вильнюсе Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли между Украиной и Европейским союзом, придает ему особый характер.

А главная газета «Советская Белоруссия» накануне визита публикует большое интервью с Н. Азаровым. Обычно такое не практикуется. Премьер Украины посещает Белоруссия не впервой, последний раз он был здесь 31 мая. Но тогда не было такой предварительной рекламы.

А. Лукашенко на встрече с Н. Азаровым, явно в пику Москве, заявил: «В этом шаге в направлении сотрудничества с ЕС я не вижу никаких проблем... Как бы Украина себя ни повела, даже если она в НАТО вступит, все равно мы вынуждены искать отношения с Украиной, мы просто обречены на это по многим причинам».

Это заявление, особенно реплика про НАТО, выглядит как вызов, жест в адрес России, демонстрация независимой позиции Беларуси. Ибо для Москвы вступление Украины в Североатлантический альянс рассматривается как внешнеполитическая катастрофа.

Хочу напомнить, что в 1990-е годы, когда в НАТО вступали страны Балтии, Польша, А. Лукашенко был гораздо более непримиримым противником расширения Североатлантического альянса на восток, чем руководство России. Как все поменялось.

Не менее интересно, как идет подготовка документов о создании ЕЭС. Этот вопрос обсуждали 25 сентября в Астане главы правительств Белоруссии, России и Казахстана. И выяснились любопытные детали. Белорусский премьер М. Мясникович заявил: «Предлагается новая структура союза. Откровенно говоря, для нас, может быть из-за недостатка информации, не совсем понятно, зачем это надо».

Можно полагать, что новую структуру союза предложила российская сторона. Видимо, это должен быть какой-то наднациональный орган. Ибо логика перехода от таможенного к экономическому союзу неизбежно предполагает передачу части решений в сфере макроэкономики на надгосударственный уровень.

И именно этот процесс был болезненно воспринят в Минске. О чем свидетельствует интервью А. Лукашенко казахстанскому телеканалу 24KZ. Оно пронизано полемикой с российским подходом по вопросу создания ЕЭС. «Некоторые из политиков, особенно в России, привыкли подбрасывать в повестку дня то, что сегодня нереально. Допустим, все кричат о какой-то унификации, в том числе в сфере политической. Но мы создаем экономический союз», — отметил глава Белоруссии. «Некоторые привыкли подбрасывать эти вопросы: а вот, мы завтра на единую валюту перейдем. Мы не обсуждали это, — сказал президент. — Мы не пришли к такой необходимости, не созрели для этого».

Выступление А. Лукашенко против превращения экономического союза в политический, против введения единой валюты, против унификации макроэкономической политики и создания наднациональных органов вполне логично. Ибо авторитарные правители не любят делиться властью. А объединяются три государства с авторитарными режимами. Аналогичную позицию занимает и президент Казахстана Н. Назарбаев. И только Кремль всячески проталкивает эти идеи, рассчитывая, что он будет контролировать наднациональные органы.

Против чего выступает А. Лукашенко — понятно. А вот что предлагает, что хочет получить белорусская сторона? Вот главный тезис белорусского лидера: «Равные условия хозяйствования. Поэтому то, что обещано Беларусью, Казахстаном и особенно Россией — это центральный игрок, откровенно скажем, на этом пространстве — все должно быть реализовано».

В переводе с белорусского бюрократического языка на обычный это означает, что Минск хочет, чтобы РФ продавала энергоресурсы в пределах союза по внутрироссийским ценам. Ведь сегодня, например, газ продается внутри России менее $100 за 1 куб м., а Беларусь покупает по $163—165 (в следующем году — $175 долларов). Россия обещала перейти с 2015 года, с момента создания ЕврАзЭС, на равнодоходные цены, это зафиксировано в соглашении 2010 г. То есть стоимость газа для Беларуси должна быть больше только за счет транспортных расходов. Однако недавно В. Путин объявил, что переход на такой механизм формирования газовых цен отодвигается на пять лет. Отсюда упрек А. Лукашенко Москве: то, что обещано Россией, все должно быть реализовано. А без этого — какой союз?

В этом интервью накануне визита в Казахстан А. Лукашенко подыграл Астане. «К примеру, если Казахстан очень заинтересован в единых тарифах, единой транспортной политике, в этом и мы заинтересованы, и россияне, но Казахстан в большей степени, — то России, потому что от нее больше всего зависит это равноправие, придется свои обещания реализовывать. В противном случае мы не придем в срок к 1 января 2015 года к созданию Евразийского экономического союза», — считает президент Белоруссии.

Иначе говоря, здесь президент Белоруссиинемножко шантажирует Москву и чуть завуалированно, но недвусмысленно предлагает Н. Назарбаеву дружить, создать союз против России. Правда, в ходе самого визита никаких публичных намеков на этот счет со стороны обоих президентов не прозвучало. Оно и понятно. Н. Назарбаев, в отличие от белорусского коллеги, гораздо более осторожен, менее склонен к публичным демонстрациям своей позиции.

Но в любом случае все это означает, что полноценный Евразийский экономический союз в том виде, как он был изначально задуман В. Путиным, пока провисает.