Москва – Российский парламент во вторник принял законопроект, который заставит автопроизводителей внутри страны платить такой же «утилизационный сбор», как и тот, что предусмотрен для иностранных производителей. Это произошло всего через несколько дней после того, как ЕС подал жалобу по поводу двойных стандартов России во Всемирную торговую организацию.
Закон об утилизационном сборе вступил в силу через неделю после того, как Россия присоединилась ко ВТО в прошлом году. Европейская Комиссия заявила, что он является плохо замаскированно пошлиной на импорт, появившаяся на место предыдущих пощлин, отмены которых требуют правила членства в ВТО. Экспорт машин из ЕС в Россию снизился на 7% из-за «утилизационного сбора», заявили представители Евросоюза.
Первая в ВТО жалоба на Россию станет важным тестом способности организации влиять на самую новую из крупных экономик-участниц торгового альянса.
Законопроект, одобренный нижней палатой российского парламента, вводит утилизационный сбор для производителей в России, Белоруссии и Казахстане, начиная с января. Законопроект теперь рассмотрит Совет Федерации, и ожидается, что он будет принят. Для того, чтобы документ стал законом, потребуется также подпись российского президента Владимира Путина.
Пока неясно, как именно принятие закона повлияет на жалобу ЕС в ВТО. «Евросоюз сейчас изучает законопроект и ожидает новых подробностей и разъяснений в ближайшем будущем», – заявил представитель ЕС по торговле Джон Клэнси (John Clancy).
Евросоюз впервые выразил протест по поводу утилизационного сбора в июле, заявив, что Россия нелегальным образом защищает своих производителей, так как сбор не взимается с машин, сделанных в России, Белоруссии и Казахстане, которые входят в Таможенный союз с Россией.
Евросоюз в попытке разрешить диспут за 60 дней запросил формальных консультаций. Япония подала похожую жалобу на Россию в июле.
На прошлой неделе, говоря, что Россия не меняет свою позицию, ЕС пошел дальше, попросив ВТО признать сбор нарушением международных торговых правил. Москва в ответ на это заявила, что ЕС проигнорировал ее предложения во время переговоров.