В СГ (Союзное государство России и Белоруссии) еще с конца 90-х годов прошлого столетия имеется и свой таможенный союз, и единая система соцобеспечения граждан России и Белоруссии на территории друг друга, и единый рынок труда. Таможенный союз трех и ЕЭП – это, по сути, повторение пройденного Россией и Белоруссией пути, но втроем, с участием Казахстана.
Оценить примерные геополитические перспективы ЕЭП несложно – достаточно, прежде всего, посмотреть на Белоруссию после заключения Белоруссией и Россией соглашения о создании Союзного государства двух стран. Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана, который должен трансформироваться в ЕЭП на протяжении ближайших нескольких лет, является менее глубокой формой интеграции, чем Союзное государство. В СГ еще с конца 90-х годов прошлого столетия имеется и свой таможенный союз, и единая система соцобеспечения граждан России и Белоруссии на территории друг друга, и единый рынок труда. Таможенный союз трех и ЕЭП – это, по сути, повторение пройденного Россией и Белоруссией пути, но втроем, с участием Казахстана. При этом СГ сохраняется, но задействуется лишь тогда, когда какие-то вопросы через формат Таможенного союза трех решить сложно.
За прошедшие примерно 15 лет после создания СГ наработался ряд инструментов, которые, скорее всего, будет возможно и необходимо постепенно создать в таможенном союзе трех – ЭЕП. Среди них: согласованные балансы по наиболее чувствительным товарным позициям стран-участниц объединения, единые коллегии министерств и ведомств стран-участниц, согласованная внешняя политика союзников. Выработка таких инструментов в Таможенном союзе трех уже идет, и мы можем более-менее уверенно предполагать, насколько далеко может зайти интеграция трех стран, глядя на пример 15 лет существования СГ.
В Таможенном союзе трех и ЕЭП вполне возможно не будет сильной политической надстройки. В СГ ее сформировать не удалось, хотя изначально она предполагалась. В ТС трех и ЕЭП может не быть единой валюты. В ТС трех и ЕЭП может сохраниться на долгое время множество изъятий из соглашения и будут происходить торговые войны между странами-участницами, которые, однако, не повлекут за собою разрушения самого союза. А главное – даже когда и если ТС трех и ЕЭП приблизится к тому уровню интеграции, который существует в рамках СГ, все равно в этом союзе не произойдет отмирания суверенных государств и степень суверенитета стран-участниц союза сохранится на очень высоком уровне.
Высокая степень суверенитета стран-участниц ТС\ЕЭП – отличительная черта этого союза. Этим ЕЭП может долгое время отличаться от Европейского Союза, где происходит потеря государствами-участниками ЕС значительной части своего суверенитета в пользу союзных органов власти ЕС, формируется сильная евробюрократия и создана единая валюта.
С другой стороны, уже прошло пусть и немного времени после создания ТС трех, но достаточно, чтобы накопились некоторые последствия этого союза и определились некоторые важные тенденции его развития. Среди них хотелось бы выделить те, которые, скорее всего, наиболее интересны для Молдавии в ходе внутренней дискуссии в Молдавии о выборе между Европейским и Таможенным союзами:
1. Таможенный союз трех позволил Белоруссии получить то, что никак не удавалось закрепить в рамках даже такой продвинутой интеграционной конструкции как Союзное государство. Белоруссия получила цены на газ на уровне одного из регионов России. Белоруссии были сняты пошлины на поставляемую из России нефть. Основным последствием этого стало выравнивание условий конкурентной борьбы на внутреннем рынке ТС между белорусскими и российскими субъектами хозяйствования. Равные цены на энергоносители позволили Белоруссии продолжить политику сохранения и развития крупной перерабатывающей промышленности и в целом сохранить индустриальный характер своей экономики.
Уравнивание в условиях доступа к российским энергоносителям белорусских и российских потребителей стало неожиданным геополитическим фактором восточно-европейского масштаба. Цена на газ для Белоруссии примерно в 3 раза ниже цены на газ, поставляемый из России другим государствам восточной Европы. Уже одно это позволяет Белоруссии сохранять свою индустрию в то время, как остальные страны восточной Европы продолжают находиться в стадии постсоветской деиндустриализации. Особенно хорошо это видно на примере Украины. После создания ТС на Украине фактически остановились почти все нефте-перерабатывающие заводы, оказавшиеся неспособными конкурировать с дешевыми нефте-продуктами из Белоруссии и России. На Украине громадные трудности испытало машиностроение, металлургия, химическая промышленность. С аналогичными последствиями высоких цен на энергоносители сталкиваются прибалтийские государства и Молдавия. Эти трудности накладываются на кризис, вспыхнувший в ряде стран Европейского союза.
Белоруссия, благодаря ТС, сумела сохранить свою индустрию и превратилась в своего рода индустриальный остров в рамках во многом уже деиндустриализированной восточной Европы.
Если предположить, что Молдавия вступит в ТС и получит аналогичные внутрироссийские цены на энергоносители, это аналогично создаст предпосылки к возрождению в Молдавии индустриального производства в заметном, регионального уровня, масштабе.
2. ТС создал предпосылки к приходу в восточную Европу больших масс нефти и газа, иных видов сырья из Казахстана. По мере перехода к ЕЭП должно происходить уравнивание доступа казахстанских субъектов хозяйствования к транспортной инфраструктуре России. Наиболее важно это в плане доступа к нефте- и газопроводам, которые проходят через Россию. Сегодня высокие транзитные платежи делают казахстанское сырье неконкурентоспособным в восточной Европе. Завтра, в случае успеха интеграции в рамках ТС\ЕЭП, это сырье может стать доступным для потребителей в восточной Европе. А вместе с большими объемами казахстанских нефти и газа в восточной Европе появятся предпосылки для дальнейшего уменьшения цен на эти виды сырья и получения дополнительных доходов от транзита части этого сырья в страны европейского союза.
В случае интеграции Молдавии в ТС\ЕЭП Молдавия также может стать получателем этих бонусов. Что должно усилить предпосылки к возрождению на территории Молдавии крупного промышленного производства регионального масштаба.
3. Создание ТС не привело к ослаблению экономических связей стран-участниц ТС со странами ЕС. Наоборот, ТС позволил усилить конкурентоспособность товаров из стран ТС на самом емком на планете рынке ЕС. Темпы роста торговли между странами ТС и странами ЕС в целом были более быстрыми, чем темпы роста торговли внутри ТС. Это особенно важно для Белоруссии, которая получив дешевые энергоносители и иное сырье из России, сумела отправить на рынок даже попавшего в экономический кризис ЕС массы своей продукции. Прежде всего, продукции нефтехимии.
Этот момент – усиление позиций стран ТС на рынке ЕС был спрогнозирован еще при создании ТС и сформулирован на высшем уровне. В своих статьях в газете Известия, которые объясняли задачи ТС при его подписании, президенты России и Белоруссии прямо заявили, что ТС не является формой построения автаркической экономики. Было заявлено, что ТС – это ни в коем случае не повторение раскола Европы на два лагеря вновь. Президент Белоруссии даже использовал формулировку «интеграция интеграций», понимая под этим необходимость интеграции ТС и Европейского Союза.
Смысл ТС – это усиление конкурентоспособности стран-участниц союза и их субъектов хозяйствования на мировых рынках и прежде всего – на рынке Европейского Союза. По мере усиления своей конкурентоспособности страны участницы ТС должны стремиться к усилению взаимной интеграции с ЕС, не опасаясь разрушения своей промышлености под ударами европейских и иных конкурентов. Отсюда – и совмещение, часто болезненное, интеграции в рамках ТС с переходом России переговорным процессов других стран к нормам торговли в рамках ВТО и вступлении в ВТО.
Если Молдавия пойдет в ТС, это будет означать вовлечение Молдавии не столько во внутреннюю торговлю между странами ТС, сколько – усиление позиций молдавских производителей на рынках Румынии, Украины, ЕС в целом. Это не может быть отколом от рынка ЕС.
4. В рамках ТС стало возможно привлечение инвестиций в очень крупные производственные и инфраструктурные проекты, которое было невозможно ранее. Применительно к Белоруссии такими проектами, которые возникли после заключения ТС, стали прежде всего:
- проект строительства Белорусской АЭС. Объем инвестиций в эту АЭС оценивается примерно в 10 млрд. долларов. Ведется обсуждение возможности строительства второй АЭС. В случае успеха этого проекта Белоруссия может заметно сократить потребление газа, еще более удешевив тем самым расходы своих предприятий на энергоносители и энергию.
- Проект китайско-белорусского индустриального парка возле Минска. Это на сегодня самый крупный из заявленных в восточной Европе инвестиционных проектов. Объем ожидаемых инвестиций из КНР, ЕС и иных стран и регионов в этот парк составляет 30-35 млрд. долларов. Объем ожидаемого экспорта этого нового индустриального города Белоруссии оценивается в 50 млрд. долларов. Что примерно равно всему нынешнему экспорту Белоруссии. Без заключения ТС этот проект был невозможен даже на уровне обсуждения.
- Скоростные и сверхскоростные железные дороги через Белоруссию, в т.ч. белорусские ответвления двух из трех трансъевразийских транспортных коридоров из КНР в ЕС.
Вступление Молдавии в ЕС обязательно поставит в повестку дня обсуждение крупных инвестиционных проектов подобного же типа, нацеленных как на внутренний рынок ТС, так и в еще большей степени – на рынок ЕС.
Необходимо отметить, что ТС не является построением рая на Земле. ТС – это очень сложный инструмент для небольших стран. В рамках ТС существует угроза прихода в малые страны-участницы этого союза крупных и агрессивных корпораций, прежде всего из России. Эти корпорации будут работать на благо малой страны только, если малая страна сможет выстроить с ними такой диалог, когда они будут прислушиваться к мнению малой страны.
В ТС не создаются сильные наднациональные органы, подобные европейской комиссии. Потому в малых странах ТС обязательно должно сохраняться и усиливаться национальное государство как инструмент, способный удержать крупные корпорации в рамках позитивной активности, сдержать их стремление к монополизации рынков малых стран и иным негативным действиям.
В случае разворота Молдавии к ТС, Молдавия должна будет усилить одну из ветвей власти и создать сильное эффективное государственное управление. Сильное государство не только будет эффективным партнером и сдерживающей силой относительно корпораций. Сильное государство – это сам по себе необходимый инструмент для построения в стране комфортной для общества среды во всех областях – в социальной сфере, культуре, идеологии.
В молдавском случае разворот к ТС позволяет по-новому увидать ряд застарелых проблем Молдавии. Прежде всего – проблему Приднестровья и отчасти Гагаузии. Сам по себе ТС не может привести к урегулированию этих проблем, ибо является экономическим союзом с малой политической составляющей. Но точек соприкосновения интересов между Молдовой и Приднестровьем и Гагаузией в случае разворота Молдавии на восток станет больше, а некоторых политических проблем станет меньше. Станет возможен новый по своей структуре, по геополитическим целям и задачам переговорный процесс. Скорее всего, в рамках этого процесса получится достигнуть хотя бы некоторого прогресса.
Стоит подчеркнуть еще раз, что ТС – не противостоит ЕС. ТС призван, прежде всего, дать странам-участницам лучшие позиции в ходе интеграционного сближения с ЕС. Интеграция в ТС усилит позиции Молдавии в отношениях, в том числе и с Румынией, сделает возможным обсуждение с румынскими партнерами столь крупных региональных проектов, которые невозможны ныне. Как это произошло у Белоруссии с китайско-белорусским индустриальным парком или АЭС.
У ТС есть еще одна сторона, на которую хотелось бы обратить внимание: в силу самых разных причин, к сожалению, страны Восточной и Южной Европы, которые вошли в ЕС, в целом развиваются однотипно: они теряют свою индустрию и превращаются в источник трудовой миграции для развитой части ЕС. Так произошло в прибалтийских государствах. Так происходит в Румынии и Болгарии. Глубоко охватил этот процесс и Молдову. Ориентация на ТС, как показывает опыт Белоруссии, позволяет сохранить рабочие места в промышленности и сельском хозяйстве и сдерживает этот общий для остальных стран восточной и южной Европы миграционный процесс. Это особенно важно для малых народов и культурных групп, исход молодежи из которых в развитые страны ЕС угрожает реальным исчезновением этим культурам.
Нельзя сказать, что ТС автоматически решает эту проблему. Но в рамках ТС возникают предпосылки для решения этой проблемы за счет перехода к экономическому росту, прежде всего, в производственной сфере. Это особенно важно для восточно-европейских стран и стран юго-восточной Европы потому, что просто непонятно, где же низший уровень, где предел возможной трудовой миграции из этих стран. Между тем, уже происшедшие демографические потери от исхода молодежи в любом случае в ближайшие годы перерастут в демографическую яму, когда во взрослую жизнь вступит поколение детей этой молодежи. Шанс на запуск через ТС собственного производства позволяет рассчитывать на то, что хотя бы та часть общества, которая на это производство опирается, никуда не уедет. Возникает шанс удерживать низший предел возможной миграции в своих руках и со временем остановить этот процесс.
Необходимо подчеркнуть: ТС подразумевает создание сильного национального государства. Растворения национального государства в наднациональных структурах по примеру ЕС в ТС не происходит. А потому членство в ТС может быть только вследствие внутреннего выбора самой нации, которая желает в него войти. ТС – не СССР. Механизм его развития основан на внутренней конкуренции, а не реализации мессианской идеологической задачи. Разворот к ТС Молдавии возможен только в случае, если само молдавское общество, включая Гагаузию, примет это внутреннее решение и найдет в себе силы его реализовать.
Иного пути, чем через внутреннюю самостоятельную дискуссию о преимуществах ориентации на ТС или ЕС и принятия такого решения у Молдавии нет. Автоматических бонусов в виде дешевого газа в обмен на, к примеру, декларативное провозглашение разворота на Восток, без подтягивания к требованиям конкурентоспособности внутри ТС остальных элементов молдавской государственности – не получится. Евразийская интеграция – не менее сложный процесс, чем европейская. И на пути к получению плюсов от евразийской интеграции никуда не деться от создания реально сильного молдавского государства, способного также разрешить на путях сотрудничества проблему в отношениях с Приднестровьем.
В поощрении евразийской интеграцией национального государственного строительства и есть основная привлекательность ТС и ЕЭП для стран, которые вступили на этот путь.