В начале октября концерн «Росэнергоатом» сообщил о завершении на петербургском Балтийском заводе важного этапа в строительстве первой в мире плавучей атомной электростанции. Оба реактора КЛТ-40С, которые с сентября 2016 года на борту «Академика Ломоносова» должны начать вырабатывать электричество и тепло, были успешно установлены. По образцу «Академика Ломоносова» должно быть построено еще семь плавучих атомных электростанций, которые будут отправлены в отдаленные регионы на севере России.
Американская идея
«Росэнергоатом» представляет «Академика Ломоносова» как инновацию, хотя идея плавучей атомной электростанции не является новой. В 1969 году американская электротехническая и ядерная компания Westinghouse Electric Company представила первые планы плавучей атомной электростанции. Четыре реакторных блока мощностью 1150 МВт каждый должны были расположиться недалеко от пляжей Атлантик-Сити и оттуда утолять энергетический голод Нью-Джерси. Westinghouse аргументировал целесообразность своего проекта тем, что плавучие атомные электростанции не занимают столь ценные площади на суше и не приводят к нагреванию внутренних вод за счет контура охлаждения. Катастрофичный перегрев практически исключен благодаря морской воде, со всех сторон омывающей станцию. Но в 1978 году электростанция Нью-Джерси расторгла договор с Westinghouse, а плавучие атомные электростанции так и не были построены.
Планы «Росэнергоатома» также возникли уже давно. «Академик Ломоносов» был заложен на военной верфи в Северодвинске еще в 2007 году. Поскольку строительство не проходило нужными темпами, в 2009 году, после года простоя, его перенесли на петербургский Балтийский завод. Спуск на воду в июне 2010 года отмечался как «знаменательный день для всей российской атомной промышленности».
Читайте также: Строят атомную электростанцию по соседству с Балтией
Организации по защите окружающей среды также уже давно предостерегают «Росэнергоатом» о последствиях реализации планов концерна. Плавучие атомные электростанции представляют собой угрозу для мирового океана и полярного круга, отмечала организация «Российский зеленый крест» еще в 2005 году. При утечке радиоактивных материалов чувствительные экосистемы океана окажутся под угрозой. Именно в малонаселенных регионах на севере России, в которых должны в будущем расположиться атомные электростанции, в аварийных ситуациях до них добраться будет еще сложнее, чем, если бы они находились на материке. В 2011 году экологическая организация «Беллона» обратила внимание на то, что на полуострове Камчатка для установки электростанции было выбрано место, подверженное относительно высокой опасности землетрясения и цунами. В своем докладе о плавучих электростанциях эксперты отмечают, что проведены недостаточные исследования того, как атомная электростанция на плавучей платформе отреагирует на такие угрозы. Кроме того, плавучая электростанция может оказаться объектом нападения пиратов, террористов или других преступников.
Атомный экспортный хит
Россия говорит о создании плавучих атомных электростанций, которые не оснащены собственной двигательной установкой и доставляются к месту установки буксировщиками, не только как о разработке для отдаленных регионов страны. Малые мобильные реакторы, которые кроме электричества вырабатывают также тепло и могут быть оборудованы установкой для опреснения морской воды, являются будущим экспортным хитом. Интерес уже наблюдается со стороны Азии, Африки и Южной Америки. На сайте Atominfo.ru говорится о ведении переговоров по созданию совместного предприятия с Китаем.
«Росэнергоатом» сообщил в интервью агентству РИА Новости, что завершение строительства «Академика Ломоносова» является наивысшим приоритетом. Первая в мире плавучая атомная электростанция должна стать образцовым и привлекательным проектом на энергетическом рынке. Не вдаваясь в подробности относительно замечаний по поводу безопасности, высказанных экологическими организациями, «Росэнергоатом» уверен в том, что реакторы на борту «Академика Ломоносова» не представляют опасности. В разработке были использованы активная и пассивная система безопасности, говорится в техническом докладе ОКБМ, ответственном за строительство реакторов. Корпуса реактора достаточно стабильны, чтобы в случае столкновения с кораблем или ухода ко дну не разрушиться. Выброс радиоактивного материала в случае аварии «практически исключен».
Также по теме: Экологам стоит поддержать атом
На самом деле, российские инженеры обладают большим опытом работы с реакторами на борту кораблей. С 1959 года ледоколы с атомными установками проходят по Северному морскому пути и по нижнему течению Енисея. С 1988 по 2012 год грузовые судна оборудовались атомной энергетической установкой. Реакторы КЛТ-40, устанавливаемые на «Академике Ломоносове», функционируют на ледоколах уже 25 лет. Кроме того, был изменен дизайн реактора для применения только в целях производства электроэнергии и тепла – сделано это для облегчения экспорта. На борту плавучей атомной электростанции будут работать реакторы КЛТ-40С c низко обогащенным ураном вместо использовавшегося ранее высоко обогащенного урана.
«Русские определенно хотят выйти на европейский рынок и делают все, чтобы улучшить свои реакторы», – говорит Зерен Клим (Sören Kliem), эксперт по вопросам безопасности реакторов из Центра им. Гельмгольца в Дрездене-Россендорфе. К этому относится учет требований ЕС к ядерным реакторам (European Utility Requirements), которые вырабатываются совместно сообществами производителей электроэнергии разных стран. В отношении обычных атомных электростанций, базируемых на суше, Россия полностью придерживается рекомендаций МАГАТЭ, говорит Клим. По-другому экспорт реакторных технологий рассматриваться не может.
На самом деле, плавучие атомные электростанции являются лишь небольшой частью обширных планов «Росэнергоатома» по экспансии в сфере гражданской атомной техники. Согласно докладу компании, дальнейшая разработка и экспорт инновационных реакторных технологий относятся к важнейшим стратегическим целям концерна.
«Росэнергоатом» является далеко не единственной управляющей компанией атомных электростанций, которая надеется в будущем зарабатывать большие деньги на малых реакторах. Кроме России в последние годы компании в США, Японии, Южной Корее и Франции разработали концепции развития малых модульных реакторов. «Малый» означает, что реакторы обладают мощностью менее 30% от обычного современного реакторного блока – почти 40 МВт в случае с российским реактором КЛТ-40С –до около 300 МВт. «Модульный» означает, что они изготавливаются в большом количестве в промышленном масштабе и в результате перевозятся к месту использования в более или менее готовом виде. Новые типы реакторов, по мнению их сторонников, безопаснее и экономичнее, чем их «большие» аналоги.
Читайте также: В российской атомной промышленности вспыхнул очередной коррупционный скандал
Малый, модульный, интегрированный
Многие из предложенных модульных реакторов относятся к классу так называемых «интегрированных» реакторов, охлаждаемых водой под давлением. В таких реакторах определенные компоненты, в частности, парогенераторы или механизмы для регулирующих стержней, расположены в корпусе реактора. Это экономит место, облегчает производство и повышает безопасность. С другой стороны, осложняется обслуживание, когда необходимо получить доступ к элементам, находящимся в корпусе реактора.
Существуют также концепции реакторов американских компаний NuScale и Westinghouse, которые обходятся вообще без насосов в первом контуре. Радиоактивное тепло распада выводится только за счет естественной конвекции, то есть при помощи потока охлаждающих средств за счет разницы температур между сердечником реактора и парогенератором. Хотя второй контур нуждается во внешних насосах, производители утверждают, что охлаждение и в случае аварийной ситуации, как на АЭС «Фукусима», будет продолжаться в пассивном режиме. Модульный реактор американской компании Holtec представляется как особо безопасный, поскольку он устанавливается глубоко под землей, причем для чрезвычайной ситуации в качестве резервуара теплоносителя используется водяной столб над каждой активной зоной реактора.
Решающим преимуществом модульных реакторов является экономический фактор, говорит Джереми Гордон (Jeremy Gordon) из организации по развитию атомной энергии World Nuclear Association. Основной статьей расходов при строительстве атомной электростанции является стоимость взятого в кредит капитала. Малые модульные реакторы могли бы ее значительно сократить и сделать атомные электростанции интересными также для инвесторов, располагающих меньшим количеством средств. Поэтому многие в восхищении от этой идеи и надеются, что она реализуется, говорит Гордон.
Американский исследовательский центр Union of Concerned Scientists, напротив, считает, что ситуация с безопасностью и экономическими преимуществами малых модульных реакторов не такая однозначная. В конце сентября был опубликован подробный доклад о новых типах реакторов. Автор доклада Эдвин Лиман (Edwin Lyman) особое внимание уделяет теме безопасности малых реакторов. Необходимые мероприятия для обеспечения безопасности ядерной установки – защитные структуры для выявления расплавленных элементов ядра реактора, защитная сеть из избыточных контуров охлаждения и, не в последнюю очередь, квалифицированный персонал – все это не зависит от размера реактора, говорит Лиман. Именно поэтому атомные электростанции за свою 50-летнюю историю становились все больше. Преимущества массового производства должны быть ощутимы только тогда, когда несколько сотен реакторов определенного типа будут построены и установлены. Поэтому компании склоняются сегодня к тому, чтобы смириться с более слабыми мерами защиты, чтобы снизить затраты и сделать продукт привлекательнее, говорит Лиман. Об особой безопасности говорить не приходится.
Также по теме: Бум атомных электростанций
Приведенные аргументы можно без труда перенести и на реакторы «Академика Ломоносова» и разрабатываемые проекты этого типа.
Нереалистичная PR-концепция
В то время как некоторые эксперты атомной индустрии, как Лиман, предостерегают, другие смело отклоняют новые концепции как нереалистичные PR-проекты. Потому что большинство проектов малых модульных реакторов еще находятся в стадии зарождения. Получат ли они распространение, неизвестно. Но в том, что «Академик Ломоносов» через три года начнет вырабатывать электричество, после успешной установки реакторов сомневаться не приходится, хотя некоторые ранее и ставили под вопрос успех этого проекта из-за значительных задержек в строительстве.