В Грузии события, как уже стало обычным, развиваются динамично, и проблем в стране невпроворот. Будут ли развиваться отношения с северокавказскими народами после президентских выборов или будет так, как того пожелает Кремль?
Портал Грузия Online предлагает интервью с Андро Габисония, заместителем директора Черкесского Центра в Грузии, представителем черкесских организаций.
- Должна ли Грузия принимать участие в Олимпийских играх? - Это один из самых актуальных вопросов в социальных сетях сегодня.
- Конечно, было бы хорошо принять участие в играх, вместе с цивилизованным сообществом и в цивилизованном месте. Но, спросите себя, имеем ли мы моральное право, играть и размахивать флагами там, где нас держат за «великий, древний народ», а на деле принимают за никчемных клоунов, которые могут петь лишь «Сулико» и не способны защитить пядь земли своего государства как географически, так и политически?
Не менее острая и актуальная проблема - ситуация в Двани, где идет ползучая оккупация, которую проводят российские пограничные войска.
Ползучая оккупация началась в Двани и Дици, (села грузинского региона Самачабло, т.н. Южной Осетии), не сегодня. Если не вдаваться в более ранние поползновения, ползучая оккупация ускоренными темпами началась в конце 80-х, начала 90-х годов прошлого века. В соответствии со временем и поколением, она принимала разные формы и совпадала с нашей ментальной позицией. Сейчас это всего лишь продолжение той имперской политики, которая, в случае игнорирования, завтра может дойти до улиц Тбилиси и Кутаиси. Боюсь, призывать мировое сообщество на помощь тогда уже будет поздно, или результаты будут показными и не настоящими.
- Как Вы оцениваете политику власти в отношении Северного Кавказа?
- Скажу коротко – в начале были ошибки, связанные с прекращением программ по образованию кавказских студентов и переадресации в не государственный сектор, хотя поддержка государства должна присутствовать всегда. Вдобавок, некое ослабление государственной политики в направлении Кавказа чревато потерей союзников в регионе. Мы всегда должны помнить, что они наши соседи на Кавказе. Империи приходят и уходят, а Кавказ остается и нам жить рядом с соседями; их благополучие напрямую связанно с нашим благополучием. Наверное, действующей власти надо некоторое время для осмысления степени важности этого направления.
- Многие говорят, что после президентских выборов, политика Грузии в отношении Северного Кавказа измениться и Грузия будет проводить кремлевскую политику, например, вот что сказал Авраам Шмулевич: «Я думаю, в случае окончательного ухода Саакашвили и ЕНД Грузия всецело ляжет в фарватер Кремля и превратиться в проводника его интересов, в том числе на Северном Кавказе. И имеющийся у Грузии потенциал влияния на СК, в первую очередь на черкесов, а также на Ингушетию, будет использован в интересах Москвы, для подчинения и «замирения» региона по кремлевскому сценарию».
- Саакашвили уйдет не в «случае», а на самом деле. Его президентский срок скоро завершится. Мы же не в тех странах живем, где придя однажды, цепляются за стул на всю жизнь. Саакашвили уйдет с президентского поста, но не с политики. ЕНД мощная оппозиционная, сформировавшаяся прозападная структура. Развалить ее из вне не удалось, и по всей видимости, не удастся. Мощная политическая конкуренция пойдет на пользу всей Грузии, если народу, наконец-то, удастся созреть до соответствующего политического уровня, что уже происходит. Правда, процесс идет с трудом, но продвижение на лицо. Так называемой, «прорусской» политики в Грузии уже не будет, если, конечно, нас физически не утопят в крови, с попустительства мирового сообщества. Сегодня одна партия у власти, завтра – другая. Не постоянно же будем менять вектор и кидаться с одной крайности в другую? Грузия решила для себя свое прозападное направление. Отъявленные прорусские движения в Грузии имеют мизерные рейтинги, в основном, среди уходящего поколения. Будут попытки смягчить отношения, сменить риторику и подобное, но быть проводником политики субъекта, который во сне видит наш регион без нас, а в лучшем случае – с нами, но безликими и беспомощными, сомневаюсь, что будет возможно.
- На днях, парламентский Комитет по делам Кавказа и диаспор провел заседание на тему: «Отчет работы Черкесского культурного центра, проекты и планы на будущее». Как прошел отчет и над какими проектами работает ваш центр сегодня?
- Директор центра, профессор Мераб Чухуа представил презентацию в двух частях. Первая часть выступления касалась концептуальных вопросов, на которых зиждется деятельность Черкесского культурного центра в целом, то есть, была представлена сама концепция. Во второй части обсудили конкретные мероприятия, проведенные центром в текущем году. Следует отметить, что количество указанных мероприятий в предыдущих трех кварталах превысило 20.
Выступающие в парламенте – председатель комитета Губаз Саникидзе, первый заместитель председателя комитета Шалва Кикнавелидзе, заместитель председателя Нугзар Циклаури, парламентарии: Давид Бердзенишвили (руководитель парламентской фракции Республиканской партии), Мириан Циклаури и другие, дали положительную оценку деятельности Черкесского культурного центра. Парламентарии отметили, что грузинское государство и впредь будет развивать культурно-образовательную и экономическую сферы в черкесском направлении. Также было подчеркнуто, что вышеназванный парламентский комитет усилит свое участие в последующих мероприятиях Черкесского культурного центра в Тбилиси.
- Сможет ли Черкесский культурный центр работать в будущем, если грузинская политика в отношении северокавказских стран поменяется?
- Вы о кошмарах? Если вдруг политика Грузии в черкесском направлении поменяется в худшую сторону, то это будет означать победу врагов Грузии над Грузией. Тогда, конечно, Черкесскому центру делать будет нечего, но состав центра, уверяю вас, продолжит свою деятельность уже в другом статусе. Мы не для того все начинали, что бы Грузия потеряла своих друзей.
- Недавно, президент Чечни в эфире российского телеканала в который раз заявил, что в Грузии готовили чеченских террористов. К чему ведет Кадыров, почему он обостряет отношения между Грузией и Чечней?
- Говорить могут что угодно. Раз Кадыров говорит подобным образом, значит ему так нужно. Не надо забывать, где он находится и с кем ему приходиться сосуществовать. У него своя политика. Я не думаю, что существует реальное желание обострять наши отношения.
- С другой стороны, в убийстве российского дипломата в Абхазии, РФ обвинила чеченца Юсупа Лакаева, которого грузинская полиция задержала в Батуми. Выдаст ли Грузия и если да, как могут развернуться события?
- Положение сложное, конечно. Я бы сказал – политический цейтнот. Но есть грузинское законодательство и надо ему следовать. Мало ли кто кого обвиняет? Если есть такое преступление и виновник на самом деле Лакаев, причем тут требования России? Преступление совершенно на территории Грузии (Абхазия) и его будут судить согласно нашим законам.
- В трагических событиях в Лопоте также фигурировали чеченцы. Такое впечатление, что хотят натравить эти два народа друг на друга. Почему постоянно муссируют грузино-чеченские отношения в таком отрицательном ключе? Кому выгодна напряженность?
- Выше я частично упомянул, но могу добавить – подобное нагнетание ситуации постоянно муссируется для поддержания имперского политического тонуса. Повторю еще раз: империи приходят и уходят, а нам жить вместе.