Сам я атеист и не люблю духовенство. Но в этом году я не работал на Курбан-байрам. Нет, я не обратился в ислам, а просто воспользовался правом не работать (попросил выходной) по религиозным причинам.
Я преподаю в профессиональной школе, и многие ученики (если не большинство) в моих классах — мусульмане в силу собственных убеждений или семейной традиции. Я знал, что в тот вторник на учебу они не придут, как то предписывает вера.
В предыдущие годы я приходил на работу, не имея понятия, сколько учеников окажется в классе. На эти дни я планировал для пришедших занятия вне школьной программы, чтобы от этого не пострадали те, кто воспользовался правом на выходной.
Однако присутствующим такое положение дел явно не нравилось: «Почему мы не продолжаем уроки? Зачем нужно было приезжать, если мы не работаем? Лучше бы я остался дома!»
Я отвечал им, что мы занимаемся углублением методологии, на которое обычно у нас не хватает времени. Но при этом я и сам злился. Потому что мы на самом деле занимались полезными вещами, которые могли бы пойти на пользу отсутствующим. С одной стороны, у них было полное право не приходить в этот день в школу, но, с другой стороны, я понимал, что за некоторых такой выбор сделали их семьи.
Нарушение принципа светского общества
Как преподаватель, которого заботит равенство учащихся, я могу лишь выступать за то, чтобы этот день стал выходным для всех.
Кроме того, как мне кажется, сама организация этого дня нарушает принцип светского общества, который был прописан в законе 1905 года: «Первая статья: Республика выступает гарантом свободы совести. Она гарантирует свободу вероисповедания за рядом ограничений, которые утверждаются в интересах общественного порядка».
Таким образом, отсутствующие в этот день ученики публично заявляют о своем вероисповедании. В то же время нашумевший закон о запрете паранджи требует от них полностью скрыть все признаки религиозной принадлежности. Но в результате такого поведения мы все прекрасно видим, кто мусульманин, а кто нет.
Мне как преподавателю не нужно знать о вере моих учеников, которая к тому же может стать причиной для возникновения предрассудков и ненужных конфликтов.
— Почему ты не отмечаешь Курбан-байрам? Тебя зовут Фейсал, но ты не мусульманин?
— Заметил, Келвин сегодня не пришел? Наверное, он теперь мусульманин!
Все это, конечно, может послужить основой для весьма интересных дебатов по вопросам образовательной системы, но мне кажется, что моих уроков французского, истории и географии достаточно для обсуждения подобной тематики.
Давайте сделаем 18 марта выходным для всех
Кроме того, такая тенденция выставлять напоказ наше вероисповедание (или семейные традиции) касается и работающих в нашем учреждении взрослых. Так, по циркуляру 1967 года госслужащие могут подать заявление о предоставлении им выходного на определенные по закону религиозные праздники. Опять-таки в этой ситуации я могу лишь подчеркнуть важность выходного для всех.
Наконец, если отталкиваться от того же принципа равенства, мне не понятно, почему у нас всех не могут быть одинаковые выходные. Это не какой-то примитивный якобинский рефлекс, а вполне обоснованное стремление к равенству между трудящимися.
Разумеется, в разных регионах и учреждениях ситуация складывается по-разному. Но почему бы тогда не ввести выходные дни для тех, кто не отмечает религиозные праздники? Предлагаю, например, объявить 18 марта нерабочим днем, чтобы почтить революционную память Парижской коммуны.
Вообще, мне бы хотелось, чтобы все выходные дни были так или иначе связаны с борьбой народов со всего мира за свободу и равенство. А не теми или иными религиозными праздниками. Но до этого нам еще далеко. Поэтому нет смысла прикрываться мечтами, которые никто не пытается воплотить в жизни. И, значит, с точки зрения равенства я могу лишь выступать за то, чтобы этот день стал выходным для всех.
В расписании каникул нет ничего светского
В заключении хочу сказать, что эта ситуация представляет собой отражение искаженного представления светского общества. Я называю октябрьские каникулы «осенними», хотя официально это каникулы Дня всех святых. А каникулы в конце года неизменно называют рождественскими. Никакого религиозного подтекста нет разве что только у зимних, потому что хотя Пасха и не приходится на каникулы, следующий за ней понедельник все равно будет выходным.
В расписании школьных каникул нет ничего светского. Он закрепляет христианские традиции как основу французского общества. Но ведь французский народ изменился. И это к лучшему, потому что культуры смешиваются, сталкиваются друг другом и дополняют друг друга, увеличивая тем самым общее интеллектуальное богатство. Поэтому нужно принять во внимание это разнообразие.
Сегодня ислам стал второй по величине религией Франции (или даже первой в некоторых регионах). Но разве приемлемое для католицизма неприемлемо для ислама? Рождественские каникулы никогда не вызывали отторжения. Так почему тогда нельзя сделать один день выходным? Поэтому я опять-таки утверждаю, что этот день должен стать нерабочим для всех.
Уход в религию
Хотя я и убежден, что религиозные институты во многом приложили руку к формированию капитализма и подчинению народов (и в первую очередь женщин), я не придерживаюсь радикальных взглядов о необходимости избавиться от всех религий. Моя борьба направлена против церковных иерархов, а не простых людей.
Как бы то ни было, я уверен, что нынешняя система создает условия для ухода в веру. «Раз меня не считают равным себе из-за моей религии, то я буду следовать ей еще усерднее». Вот, в чем опасность.
Сейчас речь идет о мусульманском празднике, однако все это можно точно так же перенести и на иудаизм, буддизм, индуизм и т.д. То есть, мы так и будем без конца отмечать религиозные праздники? Я этого, конечно, не хочу, но нам давно пришла пора подняться против социальной несправедливости, колониальных диктатур и разрушительного капитализма, которые служат питательной почвой для религий.